Сюжеты

Малайзия: о вкусном и халяльном пиве

Как рекламировать пиво там, где за него бьют палками?

Этот материал вышел в The New York Times (05.02.2010)
ЧитатьЧитать номер
Общество

Как продавать пиво в стране, где 60% населения исповедуют ислам и по закону не могут покупать алкоголь? Осторожно, скажет вам крупнейшая (из трех существующих) пивоваренная компания Малайзии Guinness Anchor. Чтобы отметить 250-летие пива...

Как продавать пиво в стране, где 60% населения исповедуют ислам и по закону не могут покупать алкоголь? Осторожно, скажет вам крупнейшая (из трех существующих) пивоваренная компания Малайзии Guinness Anchor.

Чтобы отметить 250-летие пива Guinness, компания организовала концерт. На выделенной под него площадке в окрестностях Куала-Лумпура пришлось отгородить зону, в которой продавался алкоголь, и убрать «Guinness» с афиш. Сперва власти запретили мусульманам покупать билеты на концерт, но позже смягчились. Аншлага не вышло, но около 16 тыс человек все же пришли. Сколько из них были мусульман, неизвестно.

«В своих продажах мы ориентируемся строго на малазийские китайскую и индийскую общины Малайзии», — говорит управляющий директор Guinness Anchor Чарлз Айрланд. Несмотря на культурные препятствия и один из высочайших акцизных сборов на алкоголь в мире, последнее десять лет потребление пива в Малайзии остается стабильным. Аналитики и местные производители считают, что есть основания надеяться на лучшее: по мере того как улучшается экономическое положение страны и у 28 миллионов жителей появляются лишние деньги, продажи начинают расти.

В 2008 году потребление пива в Малайзии составило 137 млн литров. По прогнозам независимых экспертов из Euromonitor International, в этом году оно достигнет 144 млн литров и продолжит расти до 171 млн литров в 2014 году. В отличие от многих стран с преобладающим исламским населением, алкогольные напитки здесь можно приобрести в супермаркетах, барах и ресторанах. И все же спиртное остается здесь больной темой.

В июле супермодель-мусульманка была приговорена к ударам палкой после того, как ее поймали за бокалом пива в гостинице. В большинстве штатов потребление алкоголя мусульманами карается штрафом до 3000 ринггитов (около $885), тюремным заключением до двух лет или и тем и другим. За продажу алкоголя мусульманин может быть оштрафован на сумму до 5000 ринггитов и сесть в тюрьму на три года.

По словам лектора юридического и шариатского факультета Малазийского университета Сити Зубайдаха Исмаила, по обвинению в распитии алкогольных напитков перед судами ежегодно предстают около 30 мусульман.

Управляющий директор Carlsberg Malaysia (ей принадлежит вторая по размеру доля на рынке, третье место за компанией Napex) Сорен Холм Йенсен рассказывает, что для Малайзии компания полностью переделывает свои маркетинговые стратегии. Рекламировать пиво здесь можно только в предназначенных для немусульман печатных СМИ и кинотеатрах, причем чаще всего в рекламе появляются сами продукты (в других странах — теплая компания пьющих пиво людей).

Впрочем, производителей это не смущает. Если экономика страны продолжит расти, говорят аналитики, единственным препятствием для роста продаж станет повышение акцизных сборов: по их величине Малайзия занимает второе после Норвегии место в мире.

По словам Йенсена, сейчас налоговый сбор составляет 7,40 ринггита на литр. В отчете, выпущенном в этом году исследовательской компанией Euromonitor, главной причиной роста продаж алкоголя в Малайзии в 2008 году названо решение правительства не поднимать налог на пиво, появление более богатых потребителей и растущее количество женщин, пьющих пиво.

В этом году Всемалайзийская исламская партия призвала ввести запрет на продажу алкоголя в продуктовых магазинах города Шах-Алам, недалеко от Куала-Лумпура (большая часть населения города — мусульмане). Хотя запрет так и не был введен, член партии Халид Салам, представляющий город в парламенте страны, рассказал, что некоторые магазины перестали продавать спиртное сами.

Помимо алкоголя мусульманам также запрещено употреблять в пищу свинину. В Малайзии ее нет в меню многих ресторанов. Но в 2005 году повар из Германии Вернер Кун открыл в популярном районе Куала-Лумпура ресторан «Эль Сердо». С испанского это переводится как «Свинья».

«Чтобы посетители пришли к вам, им нужно предложить что-то, чего нет у других», — говорит Кун.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera