СюжетыПолитика

Кремлевские мечтатели

Институт современного развития, который считается «мозговым трестом» президента, представил публике свою картину будущего страны

Этот материал вышел в номере № 12 от 5 февраля 2010 г.
Читать
Кремлевские мечтатели
Фото: «Новая газета»
По мнению авторов доклада «Россия XXI века: образ желаемого завтра», страна попала в «историческую ловушку», и ей придется совершить «модернизационный рывок», причем в условиях, когда «слишком многое располагает к инерции и загниванию»...

По мнению авторов доклада «Россия XXI века: образ желаемого завтра», страна попала в «историческую ловушку», и ей придется совершить «модернизационный рывок», причем в условиях, когда «слишком многое располагает к инерции и загниванию» (начиная с конъюнктуры на сырьевых рынках и заканчивая «настроениями в политике и уверенностью власти в своей способности управлять массовым сознанием»).

Чтобы миновать цивилизационную развилку «в правильном направлении и без необратимых потерь», необходимо достичь «стратегического согласия» в обществе. По словам экспертов, «в отсутствие консенсуса в ценностях, мировоззрении и политических взглядах тем не менее просматривается «общая точка отсчета» — это «преодоление избыточной зависимости от экспорта сырья с выходом в экономику знаний, наукоемких производств, высоких технологий и интенсивных инноваций».

Эксперты полагают, что особенное значение в этой ситуации приобретают «нормативные модели, показывающие, какой мы хотели бы видеть свою страну» («Это не мечта, а рациональная попытка понять, как можно избежать уже привычных потрясений, порождаемых застоем и отставанием»), и предлагают публике собственный проект.

«Новая» начинает публиковать наиболее любопытные фрагменты доклада (полный текст читайте на сайте Института современного развития).

О ценностях и принципах

«Модернизация начинается с правильного настроения. <…> В начале нового века России предстоит разрешить фундаментальный ценностный конфликт. Ресурсный социум, базирующийся на сырьевой экономике, традиционно располагает к освящению власти и государства — верховного распределителя («дарителя») благ. Вырабатывается отношение к населению отчасти как к обузе, отчасти как к возобновляемому ресурсу (расходному материалу) исторических свершений, титанических производств, вплоть до понимания социальной массы как объекта политтехнологических манипуляций. Складывается целая цивилизация низких переделов, культура недоделанности; сама страна оказывается вечной заготовкой под будущее правильное существование».

«Самым современным и стратегически значимым требованием к власти становится ее способность к рациональному самоограничению. Во власти формируется новый кодекс служения — не самой себе или абстрактной «державе», а живым людям, ее населяющим. Теперь страна — это мы, народ. Точно по Конституции».

«Стратегическим ресурсом становится человеческое достоинство. Оно всегда было этическим императивом, но теперь эта мораль становится залогом будущего, она непосредственно конвертируется в прагматические ценности и инвестируется в развитие, становится ликвидной в прямом экономическом смысле слова. И наоборот: диктат, насилие и унижение уже неликвидны, они тормозят развитие, лишают перспективы».

Об институтах и методах

«Государство — помимо выполнения всех прочих своих базовых функций — должно выступать арбитром и управляющим всеми конфликтами между плюралистичными интересами. Этот арбитраж обязательно подразумевает политический плюрализм, основанный на законе и устоявшихся политических, социальных и судебных практиках: соревновательность в политике, включая смену власти у различных политических сил, независимый суд, общая готовность урегулировать конфликты в рамках сложившихся институтов».

«Инновационное развитие (и производство как таковое) требует качественно иной институциональной среды. Однако это означает гибель уже сформировавшейся паразитарной отрасли-класса. <…> Ситуация требует неординарной политической воли — не мирных увещеваний, но жесткого и системно налаженного противодействия сопротивлению».

«Основное направление — стратегия дерегулирования. Речь не просто о сокращении государственного вмешательства в дела компаний и граждан, но о его радикальной оптимизации. Государству предстоит не только избавиться от множества избыточных функций, но и сосредоточиться на выполнении тех функций, которые оно на данный момент выполняет плохо или не выполняет вовсе».

«Дебюрократизация экономики требует деэкономизации бюрократии — радикального пресечения получения дохода на выполнении государственных функций и публичных услуг, ликвидации гигантской системы аффилированных окологосударственных предприятий. <…> Либеральный принцип «Дозволено все, что не запрещено законом» не универсален и распространяется только на граждан, на частных лиц. В отношении системы власти действует принцип прямо противоположный: чиновник вправе делать только то, что ему предписано законом, — остальное незаконно».

Об инновациях

«Не исключено, что Россия из-за своих размеров, уникальных природных богатств и человеческого потенциала просто обречена на борьбу за лидерство и особые позиции в мире. Есть здесь и серьезная опасность. При нашем характере обычное дело, подвигая себя на борьбу за лидерство, сводить все к производству знаков, символических атрибутов прорыва. Часто мы не столько зарабатываем призы в мировой гонке, сколько сами себе эти призы фабрикуем».

«Нет ничего опаснее иллюзий, будто в консервативном обществе возможны подлинные инновационные прорывы и системное, устойчивое инновационное развитие. По-настоящему современная инновационная экономика невозможна в стране с элементами неофеодализма, с отсталыми, а тем более архаичными институтами — какими бы модернизированными фасадами эти институты ни обставлялись».

О государстве и политике

«Россия — федеративная республика с сильной президентской властью и сильным двухпалатным парламентом. Срок президентских полномочий сокращен до пяти лет. Дума вернулась к жизненному четырехлетнему циклу».

«В стране действует многопартийная система. Функционирует пара десятков зарегистрированных партий самой разнообразной политической ориентации. Регистрация на выборах, спонсирование партий отечественным бизнесом, агитация на выборах мало чем отличаются от положения в европейских странах; случаются и мини-скандалы, имеются случаи теневого финансирования, но в целом это не дестабилизирует систему. На Северном Кавказе и в некоторых других республиках еще бывают голосования по 70% за одного кандидата, но все реже и реже».

«Избирательная система — связанная смешанная: половина мест формируется по результатам голосования за партийные списки, другая половина — победители выборов по одномандатным округам».

«Правительство <…> формируется думским большинством».

«Общественная палата <…> превратилась в площадку для согласования интересов правительства, бизнес-ассоциаций и профессиональных объединений наемного труда и свободных профессий».

«В верхней палате Федерального собрания заседают всенародно избранные сенаторы. Лишь недавно принята поправка к Конституции, отменяющая требование о том, чтобы они представляли исполнительную и законодательную власть своих регионов».

«Губернаторы избираются прямым голосованием населения региона. На местное самоуправление региональная власть по-прежнему оказывает сильное воздействие, не изжит конфликт между губернатором и мэром столичного города (тот зачастую представляет другую партию), но противоречия разрешаются в рамках законных институтов и процедур».

«По уровню коррумпированности Россия по-прежнему находится в последней десятке европейских стран, но уже опережает европейских аутсайдеров и никак не похожа на коррумпированные страны третьего мира».

«Регистрация некоммерческих организаций упрощена и носит уведомительный характер. <…> Участие российских неправительственных организаций в глобальных проектах стало привычным делом. Никого не смущает и частичное финансирование этих проектов из зарубежных фондов: ведь и российский бизнес активно вкладывается в благотворительные, образовательные, природоохранные программы, в том числе в странах ближнего зарубежья».

Об армии

«Российская армия стала профессиональной не только по способу формирования, но и по оснащению и уровню компетентности личного состава. Ее вооружение соответствует требованиям происходящей во всем мире революции в военном деле».

«Численность Вооруженных сил мирного времени сократилась до 500–600 тысяч военнослужащих. Уменьшилась до 700 тысяч численность подготовленного резерва, зато его качественный состав и постоянная переподготовка (резервисты получают небольшое жалование) позволяют развернуть армию соответственно требованиям любого потенциального конфликта».

«Важнейшим элементом новых Вооруженных сил является корпус профессиональных сержантов. Младший командир владеет сложной военной специальностью, и именно он привносит в казарму профессиональную мораль не наемников, а кадровых военных, чья работа заключается в защите Отечества».

«Уровень дохода офицера с определенной выслугой лет существенно превышает среднюю зарплату по России, сержанта — чуть выше среднего уровня. К тому же военнослужащие пользуются бесплатным дополнительным медицинским страхованием, имеют существенные льготы при ипотечном кредитовании. Уволившиеся рядовые и сержанты получают льготы при поступлении на бюджетные места в вузах, распространено среди них и дистанционное получение высшего образования. При этом особые льготы (например, стипендию при получении высшего образования) имеют те уволившиеся военнослужащие, которые согласились стать резервистами».

О правоохранительных органах

«Реформа правоохранительной системы стала одним из главных модернизационных проектов, в ходе реализации которого коренным образом сменился подход к организации внутренней безопасности в государстве — от полицейско-репрессивного к защите граждан и законных проявлений свободы».

«Министерство внутренних дел ликвидировано. <…> Правопреемником МВД стала Федеральная служба криминальной полиции (ФСКП). Ее основные задачи — противодействие тяжким насильственным и корыстным преступлениям, то есть «квалифицированной» («классической») преступности, в том числе организованной. Структурные подразделения ФСКП существуют во всех регионах, но территория под их юрисдикцией не совпадает с границами субъектов Российской Федерации».

«Региональные полицейские службы подчинены только органам власти данного субъекта Российской Федерации».

«На уровне городских и сельских поселений действует муниципальная милиция, подчиненная только местному сообществу. Она финансируется из местных бюджетов — только так можно гарантировать, что правоохранительные органы будут стоять на страже прав граждан и находиться под гражданским контролем».

«Функции ГИБДД разделены между региональной полицией (на дорогах вне населенных пунктов), муниципальной милицией и гражданской службой дорожного движения, занимающейся контролем технического состояния автомобилей, выдачей прав и методическим обеспечением организации дорожного движения».

«Внутренние войска МВД преобразованы в национальную гвардию: они подчиняются непосредственно президенту. Задачи этой структуры: обеспечение режима чрезвычайной ситуации; подавление (пресечение) крупномасштабных террористических актов; подавление (пресечение) деятельности крупных незаконных вооруженных формирований; охрана объектов стратегического назначения (если они не отнесены к подведомственности Вооруженных сил)».

«Органы прокуратуры надзирают за законностью деятельности всех полицейских органов и спецслужб, а также в системе исполнения наказаний. Сохранились у прокуратуры и право возбуждения уголовных дел с последующей передачей для расследования по принадлежности, и функция составления обвинительных заключений и поддержания обвинения от имени государства в суде».

«Воссозданная Федеральная пограничная служба (ФПС) к своим традиционным задачам по охране границы добавила задачу обеспечения (главным образом силового) деятельности Федеральной таможенной службы в пунктах пропуска через границу. К органам ФПС прикомандированы сотрудники Федеральной службы контрразведки».

«Федеральная служба безопасности упразднена. Воссоздана Федеральная служба контрразведки (ФСК) с компетенцией, соответствующей этому наименованию. <…> Доминирующим видом ее деятельности является не процессуальная, а оперативно-розыскная, в том числе агентурная».

«Создана Федеральная служба по охране Конституции (ФСОК). Она отвечает за предупреждение и пресечение террористических актов; предупреждение и реагирование на угрозы сепаратизма; выявление и борьбу с незаконными вооруженными формированиями. Однако основным субъектом противодействия широкомасштабным террористическим актам (в т.ч. освобождения заложников) является Национальная гвардия (или ее специальные подразделения)».

«Для гражданского контроля над деятельностью полиции и специальных служб создан независимый государственный орган — Комитет гражданских расследований, который по требованию граждан расследует действия правоохранительных органов, если есть подозрения в их противоправности».

О средствах массовой информации

«Приход цифрового телевидения радикальным образом изменил картину на рынке СМИ. Оказанная государством поддержка потребителям в переходе на «цифру» изменила спрос на этом рынке, в результате чего размылась монополия федеральных телеканалов».

«Государство отказалось от контроля (как прямого, так и через подчиненные бизнес-структуры) над средствами массовой информации. В качестве рудиментарных остатков прежней системы кое-где еще существует спонсируемая губернатором газета с отчетами о его достижениях, но распространять ее приходится бесплатно: покупателей нет. Зато серьезную конкуренцию СМИ составляют блоги — и известных политиков, и общественных деятелей, и профессиональных блоггеров, становящиеся в избирательных кампаниях одним из самых ценных ресурсов».

О внешней политике

«Великая держава XXI века Россия — один из лидеров в строительстве миропорядка XXI века, полноправный участник всех ведущих глобальных организаций. Как одна из ведущих экономик мира она занимает видное положение в ВТО и ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития. — Прим. ред.). Статус России как стратегического союзника Евросоюза в обозримой перспективе может переформатироваться в постоянное членство. А с существенно изменившейся НАТО Россия успешно завершает переговоры о своем вступлении в альянс, что будет стимулировать его дальнейшую позитивную трансформацию. Уже созданная качественно новая договорная база партнерских отношений Россия—НАТО обусловила и значительные реформы ОБСЕ».

«Основные цели внешней политики России постоянно ориентируются на формирование внешнего окружения, благоприятного для внутреннего развития страны. Ключевым условием достижения этой цели страна считает сохранение мира, мирное разрешение возникающих межгосударственных проблем и противоречий, недопущение конфронтации с какими бы то ни было крупными международными игроками при избегании односторонней зависимости от них».

«Россия обрела на Западе образ страны, которую нужно уважать — как за военную и экономическую силу, так и за успешную модернизацию и конструктивный подход к кооперативному решению глобальных проблем».

«Сохраняется СНГ в составе всех 12 бывших советских государств (Грузия вернулась в его состав). Но Содружество стало не «клубом глав государств», а сетевой, качественно новой и эффективной структурой по координации связей, поддерживать которые все государства считают выгодным и полезным».

«Смещение центра тяжести глобального экономического развития в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) и стремительное возвышение Китая изменили привычную систему международной безопасности, сконструированную на трансатлантической проблематике. Тихий океан постепенно превращается в «Средиземное море XXI века». В АТР выстраивается новая модель отношений с элементами сотрудничества и соперничества, прежде в четырехугольнике США—Япония—Россия—Китай».

Продолжение бумажной версии — в следующем номере «Новой»

Справка «Новой»

Институт современного развития (ИНСОР)

Институт основан на базе Центра развития информационного общества, который играл роль экспертного совета по национальным проектам (их курировал первый заместитель премьер-министра Дмитрий Медведев). В марте 2008 года «РИО-Центр» превратился в Институт современного развития, а Медведев, сделавшийся президентом, возглавил его попечительский совет. В руководство ИНСОРа входят: Игорь Юргенс, Евгений Гонтмахер, Руслан Гринберг, Алексей Волин, Александр Аузан и другие известные эксперты. Цель работы института — «объединение лучших экспертов для подготовки предложений и выработки документов по важнейшим направлениям государственной политики». Свою задачу институт видит в «формировании и поддержке инициатив, направленных на улучшение качества жизни россиян путем модернизации общества и государства».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow