СюжетыКультура

Клавесин. Игра по старым правилам

В Московской консерватории проходит международный конкурс клавесинистов имени Андрея Волконского. Впервые в стране развитого пианизма

Этот материал вышел в номере № 12 от 5 февраля 2010 г.
Читать
Лет 10 тому назад такое и представить было невозможно. Авангардное композиторство и историческое исполнительство — исполнение произведения не только на инструментах времени его создания, но и в манере и традициях этого времени. Князь...

Лет 10 тому назад такое и представить было невозможно. Авангардное композиторство и историческое исполнительство — исполнение произведения не только на инструментах времени его создания, но и в манере и традициях этого времени. Князь Андрей Волконский, родившийся в Женеве потомок древнего рода, вернувшись на родину предков в 1947-м, в 50—60-е ломал его своим талантом и энтузиазмом. Причем во всех направлениях. Сочиняя новую музыку, он, по выражению Эдисона Денисова, открыл дверь, в которую потом все вошли.

Волконский основал памятный «Мадригал» и исполнял на клавесине обширную барочную литературу, а главное — Баха, что было воспринято как идеологическая диверсия. Диверсия удалась — эта культура быстро приживалась в России, несмотря на яростное сопротивление консервативной элиты. Теперь в Московской консерватории уже 12 лет существует факультет исторического и современного исполнительского искусства, основанный профессором Алексеем Любимовым, председателем жюри конкурса. Его выпускники — странствующие по Европе и привозящие оттуда призы музыканты. В составе жюри одна из самых ярких личностей клавесинного мира — доцент Ольга Мартынова. Ее ученики — А. Непомнящая и О. Пащенко, обладатели ряда европейских наград, — участники конкурса и серьезные претенденты на награды.

В традиционно пианистической России сейчас — расцвет клавесинизма. Оттого Европа активно откликнулась на приглашение в жюри. Бландин Ранну, Кристина Шорнсхайм, Зибе Хенстра и Миклош Шпаньи — мастера мирового исторического клавира и педагогики. Около полусотни заявок — неплохо для первого конкурса. Из них отобрали 27 участников. 9 представляют Россию, остальные — еще 15 стран. Особую стать конкурсу придает пребывание в Москве Райхарда фон Нагеля. Этот знаменитый парижский мастер, одаривший нас своими инструментами, настраивает во время конкурса все клавесины, кропотливо добывая деликатные звуки. Теперь в «Консе» стараниями Любимова их хватает под каждый стиль и эпоху.

Московский конкурс предлагает участникам определенный выбор пьес. В этом его отличие от знаменитого состязания в Брюгге. Но этот выбор тщательно дозирован в репертуарных рамках. Можно сыграть, например, любую прелюдию и фугу из ХТК Баха. Есть и обязательная программа. Один из ее номеров — русский, «Фанданго» Ивана Прача. За лучшее исполнение этой пьесы предусмотрен специальный приз. В третьем туре — особая участь-честь — испытание с барочным ансамблем. Тоже на выбор — концерт Баха-отца или сына, Карла Филиппа Эммануила. Обладатель Гран-при сыграет концерт в Версале — приглашение легендарного Центра барочной музыки уже имеется.

Конкурс в разгаре, но главный итог очевиден. Клавесин у нас, наконец, обрел статус, соответствующий растущему к нему интересу.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow