СюжетыОбщество

Покушение на участок

В ходе суда над омским предпринимателем могут найтись ключи от квартир тысяч обманутых дольщиков по всей России

Этот материал вышел в номере № 12 от 5 февраля 2010 г.
Читать
Предпринимателю Павлу Шкарубскому грозит новый срок. Первый он получил в декабре 2008-го - четыре года колонии общего режима за покушение на изнасилование. Жертвой его посягательств, по версии следствия и суда, стала его подчиненная –...

Предпринимателю Павлу Шкарубскому грозит новый срок. Первый он получил в декабре 2008-го - четыре года колонии общего режима за покушение на изнасилование. Жертвой его посягательств, по версии следствия и суда, стала его подчиненная – сотрудница возглавляемого им представительства компании «Металлургмаркет» Ксения Серебрякова: в ходе корпоративный вечеринки Шкарубский пригласил ее в кабинет, где и предпринял, как сказано в приговоре, «действия, направленные на совершение полового акта».

Изнасилование против кражи

Единственной свидетельницей сего была бухгалтер этой же фирмы Лада Позднякова, которая вошла в кабинет как раз, по ее словам, в тот момент, когда Шкарубский приступил к осуществлению преступных намерений. Она попыталась воспрепятствовать насильнику, в ответ тот «нанес ей кулаком и ногой 13 ударов по различным частям тела». Судмедэкспертиза квалифицировала их, как «не причинившие вреда здоровью». У потерпевшей оно воистину богатырское: Шкарубский - мастер спорта по боксу в полутяжелом весе.

Центральный райсуд не придал значения ни этому факту, ни тому, что до пресечения попытки изнасилования г-жа Позднякова была заподозрена обвиняемым в краже 215 тысяч рублей. Ей было известно, что по факту хищения денег Шкарубский собирается обратиться в милицию. Судья Лихачев счел, что данное обстоятельство на показания Поздняковой повлиять не могло, и не нашел оснований подвергать их сомнению, как и показания ее подруги Серебряковой.

На их свидетельствах и основан вынесенный Шкарбскому приговор. Показания остальных участников вечеринки, а их еще пятеро, либо не дошли до суда, либо вызвали у него недоверие. Так, свидетели Захарченко и Фисенко утверждали на следствии, что когда г-жа Серебрякова вышла из кабинета, перемен в ее внешнем виде они не заметили. Любопытно, что и тот, и другой - сотрудники милиции (теперь уже бывшие), оба – в звании полковника. На корпоратив попали случайно: зашли в офис по делу – узнать, как продвигается строительство их жилья (фирма «Металлургмаркет» поставляла стройматериалы застройщику СМТ № 2, получая взамен квартиры, которые продавала гражданам, среди прочих Захарченко и Фисенко).

Но в зале суда полковники милиции допрошены не были, и их показания в протокол судебного заседания не вошли (вскоре после вынесения приговора оба уволились из УВД). А к показаниям еще трех свидетелей, которые в облике Серебряковой тоже не разглядели следов попытки изнасилования, суд отнесся скептически. Как и к показаниям врача Евмененко (он отрицал наличие у потерпевшей ран на шее и губе), поскольку они противоречили судмедэкспертизе.

Судья поверил официальному заключению СМЭ, и в принципе сделал правильно, если не брать во внимание, что составлялось оно заранее (до начала уголовного производства) экспертом – врачом Афанасьевой, которая ранее оказывала медицинскую помощь Серебряковой (согласно ст. 18 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности», такая экспертиза считается недействительной).

Еще одно дело

Вскоре после того, как предпринимателя заключили под стражу, против него было возбуждено еще одно уголовное дело – теперь уже по статье «мошенничество в особо крупном размере». Директору омского филиала ООО «Металлургмаркет» вменяется «хищение денежных средств участников долевого строительства».

Задача, поставленная перед следователями, была чрезвычайно сложной по двум причинам. Во-первых, если бы даже и удалось им установить факт присвоения денежных средств компанией «Металлургмаркет», то непонятно, как возложить за это ответственность на Шкарубского, который являлся лишь представителем фирмы, принадлежащей другому лицу, и действовал по его доверенности. Как сказано в уставе данного Общества (п.2.7), его филиалы и представительства не являются юридическими лицами, и отвечает за их деятельность ООО. Вторая сложность заключалась в том, что ничьих денег компания не присваивала, а, судя по бухгалтерским документам (недавно оглашенным в суде), напротив, стала жертвой хищения со стороны партнера – строительно-монтажного треста № 2. Согласно карточке субконто, за три года трест поставил «Металлургмаркету» товарно-материальных ценностей на сумму свыше 37 млн. рублей. При этом в своих показаниях работники СМТ № 2 утверждают, что стоимость квартир, переданных компании, составляла немногим более 27 млн. Таким образом, застройщик сам признает, что остался должен поставщику около 10 млн. Этой суммы хватило бы, чтобы дважды оплатить квартиры обманутых дольщиков общей стоимостью 4,8 млн. рублей. Однако трест не передал их «Металлургмаркету», а продал третьим юридическим лицам. Среди этих лиц, как показала проверка, проведенная аудитором Надеждой Вервейко, – фирмы сына и дочери гендиректора СМТ № 2 Геннадия Байбака.

Обыск лейтенанта

В чем же виновен перед дольщиками Шкарубский? Ответ на этот крайне трудный вопрос пришлось искать молодому следователю Татьяне Яровенко. И, выполняя порученное руководством СУ, она проявила недюжинную решительность: те документы, которые шли вразрез с линией обвинения, просто уничтожала. Однажды сделала это в СИЗО, в присутствии обвиняемого и его адвоката: листая дело, вдруг наткнулась на рапорт, где говорилось об отсутствии в действиях Шкарубского состава преступления и необходимости привлечения к ответственности руководства СМТ № 2. У видавших виды мужчин глаза на лоб полезли, когда девушка простодушно вырвала из дела «лишний» документ. Адвокат Олег Гулевский вызвал охранников, им пришлось обыскать старшего лейтенанта юстиции: смятый рапорт был обнаружен в ее кармане. Эпизод, снятый адвокатом на сотовый телефон, мог бы повысить рейтинг любого ментовского сериала.

А вот что в зале судебного заседания обманутая дольщица Ирина Шушакова: «Следователь мне сказала: мы уже посадили этого дурачка (Шкарубского – Г.Б.) якобы за изнасилование, посадим и за мошенничество… Также она говорила, что вырывать листы из дела ей рекомендовал начальник Следственного отдела Центрального округа Юнтман».

Главное, что требовалось доказать: деньги, похищенные у дольщиков, Шкарубский истратил на личные нужды – в частности, на приобретение участка под строительство жилого квартала. Похоже, именно на этом участке в центре города и зарыта «собака», которая, умей она говорить, могла бы объяснить происходящее с предпринимателем. Пятьдесят тысяч квадратных метров земли были выделены ему мэрией по программе регенерации ветхого жилья. После чего и началось уголовное преследование. Правда, не сразу, а после того, как Шкарубский освободил территорию, расселив по другим районам жителей здешних частных домов, подвел к будущей застройке коммуникации. Участок стал представлять большой коммерческий интерес. Сейчас там стоит жилая высотка (14 этажей), строится пятиэтажка - ждут своей очереди 300 дольщиков. Так получилось, по недосмотру чиновников или правоохранителей, что никакой наличности за участок предприниматель не заплатил, а внес только формальную плату – в смысле документально оформленную. Несколько раз, по словам Шкарубского, к нему приходили люди в погонах, чтобы урегулировать этот вопрос. Просили всего лишь 15 миллионов рублей. Видеозапись одного из таких визитов хранится, если верить Шкарубскому, в укромном месте.

Ключи – в бухгалтерии

Под занавес минувшего года Шкарубского должны были перевести из колонии на поселение. Но тут подоспело новое обвинение – в мошенничестве (ст.159 ч.4). Дело рассматривается в Куйбышевском райсуде. Четверо из шести обманутых дольщиков заявили, что у них претензии не к подсудимому, а только к СМТ № 2, двум другим - все равно, кто отдаст им квартиры, за которые они давно рассчитались. Документы, представленные суду, говорят о том, что трест дважды провел их по бухгалтерии, то есть два раза продал одно и то же жилье.

Как заметил, с улыбкой, судья Катанаев в перерыве последнего заседания, «все строительные тресты Омска ждут, чего мы решим». «Потому что двойная бухгалтерия в данной сфере, – комментирует адвокат Гулевский, – широко распространена». Это значит, что в ходе судебного разбирательства, может быть, найдутся ключи от многих квартир (только в Омске обманутых дольщиков – тысячи). Зависит от его исхода и судьба трехсот омичей, чей дом строится на купленном Шкарубским участке. Слушание возобновится в апреле.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow