СюжетыОбщество

М и Ж против друг друга и Г против всех

Тренд современной России: брошенная государством семья стала местом ведения военных действий за домашнюю вертикаль власти

Этот материал вышел в номере № 14 от 10 февраля 2010 г.
Читать
М и Ж против друг друга и Г против всех
Фото: «Новая газета»
Галю бросил муж. О том, что уходит, сообщил ей на дне рождения сына (как раз тому исполнилось 18). Праздник опрокинулся. Гале 42 года; много лет подряд актриса Алентова, сидя на бульварной скамейке, доверительно рассказывала ей, что после...

Галю бросил муж. О том, что уходит, сообщил ей на дне рождения сына (как раз тому исполнилось 18). Праздник опрокинулся. Гале 42 года; много лет подряд актриса Алентова, сидя на бульварной скамейке, доверительно рассказывала ей, что после 40 жизнь только начинается. Единственно, забыла предупредить, что начаться эта новая жизнь может не у самой Гали, а, скажем, у Галиного мужа. Лютая несправедливость. Последние годы наша героиня жила несколько замкнуто (только семьей), не работала (у мужа свое небольшое дело, и деньги в семье были); поэтому ни подруги у нее не нашлось, ни отдушины. И тогда она сделала вот что: взяла у сына баллончик с красной аэрозольной краской, поехала к дому разлучницы и большими красными буквами вывела на железной, крепко запертой, ненавистной двери слово «предатель». А потом написала письмо, озаглавила его SOS и послала в единственное место, которое знала, посещала, ценила (как еще сказать?), — на форум кулинарного сайта «Приготовька». Ну, форум на четыре дня тоже опрокинулся. А вы как хотели? Сайт с трогательным домашним укладом, дамы все больше про рисовые котлеты, а тут дивно и грозно пылают такие слова: «Когда он был в Чечне, у него на прикладе автомата было выцарапано имя Галя, и это ничего не значит? Разлюбил? А при чем здесь любовь? Девочки, помогите, подскажите — как можно наказать мужа за предательство?» Очевидно, у Гали древний, величавый взгляд на мужнино вероломство: «Бесчестье равное волочит за собой тот, кто предаст любовь и кто покинул бой» (П. Корнель). Ну ей простительно, она на нервах.

А у девочек, как водится, в коллективной голове сложная смесь. Общество у нас все же пострелигиозное, с культом личного успеха, личного удовольствия. Всегда нужно думать в первую очередь о себе и бить гендерного врага влет, не правда ли? Но тогда, возможно, вражина имеет право на симметричный ответ? Нет, все-таки не имеет. У войны свои законы. У кого благородный разведчик, а у кого и грязный шпион.

Посещаемость «Приготовьки» возросла в несколько раз, советы, однако же, в основном давались самые пустые (что обыкновенно для такого рода обсуждений): «Срочно убирайте мужа из приоритетов. Займитесь собой. Занимайтесь личностным ростом»; «Нельзя концентрироваться на одном мужчине. Мужчин вообще должно быть несколько — нельзя складывать все яйца в одну корзину»; «Они только и ждут, когда мы ослабеем — по беременности или по возрасту». Затем густо пошла обобщенка: «Помните, женщина терпит мужчину из любви к браку, мужчина терпит брак из любви к женщине»; «Посмотрите по сторонам и увидите полный хаос в отношениях между М и Ж»; «Мстить ему можно было в молодости или хотя бы пока ребенок маленький. А сейчас его время, его победа». Наконец, венец обсуждения: «По каким законам живет общество, по таким существует и семья. Сейчас это можно охарактеризовать как «человек человеку волк». Утешил ли Галю хор форумчанок? Что должна была она понять? Только одно: она проиграла. Была семья, была война, и в ней победителем оказался муж.

Ох, очевидно, взгляд этот простоват и слишком «плавает по поверхности». Ясно одно: за последние 15—20 лет чрезвычайно изменилось само понятие «удачный брак», другим стал брачный рынок, да, собственно, само место семьи в госиерархии стало другим. Семья древнее государства; и нужно сказать, всегда умела смотреть на эту «совокупность институтов управления» и снизу вверх, и сверху вниз. Это-то так, но государственное идеологическое устройство не может не влиять на умственное устройство семьи. За заботу и идейное руководство семья готова заплатить смирением. И если советская государственность (с ее крепеньким каркасом, внятненькой идеологией) семью пестовала и оттого считала возможным судить (крепка ли, морально выдержана ли), то сейчас семья судит государство.

Судит за то, что бросило, отделило. Налицо измена. Изменилось само; изменило отношение к дому, к рою; господи, да даже времена изменились — а где же подсказки, как правильно заниматься семейным строительством в эти невнятные времена? В государственном хозяйстве не отыщется даже «главной супружеской пары страны», которая своей публичной теплотой задает правильный тон. Уж мы не о государственных мужах и женах, нам даже Пугачева на пару с Киркоровым была люба в этом качестве. Приятное зрелище: властная женщина, сытый мужчина. Правда же, еще лет пять назад эта достойнейшая чета вполне справлялась со статусной ролью, а нынче и этого нет. Какая теперь главная история любви?

…А главная история любви у нас такая — борьба за власть. Любовь к власти — это очень плотская, очень физиологическая, очень понятная эмоция. Вот у Набокова: «Беспрестанные мечты о главенстве — загадка лишь для того, кто не ведает ни увлечений, ни страстей. Ему страсть как хотелось, вот и все». И что бы ни рассказывали нам о национальном эгоизме и здоровой государственности (при грубом приближении это ведь что-то вроде госидеологии, так ведь?), общественное сознание ОСОЗНАЕТ, чувствует только одно правдивое, истинное, горячее чувство, витающее над страной, — любовь власти к власти. Это и есть единственная подсказка — как строить семейную вертикаль.

И если всерьез заняться чтением мужских и женских жалостных форумов (а я уж занялась так занялась), то на свет вылезает такая фабрика ненависти, такая войнушка, столько сладкого крика и пафоса, что имеет смысл говорить о хрестоматийнейшем конфликте интересов. Вот, например, антагонистические пары — сайт «Мужское движение» (и «Антибабский» сайт) и лощеные, казалось бы, порталы Woman и Man_Woman.

На «Вумене» немного театральное разделение ролей — есть амплуа благородной матери, а есть — неблагородного отца.

«Мужское движение» (со своей прелюбопытной радикальной программой) подчеркнуто антифеминистичен.

Итак, приступим к цитированию и дам, разумеется, пропустим вперед.

Из программного: «Как вода точит камень, так мудрая женщина капля за каплей, незаметно точит мужчину, затачивая его под себя».

Мужской ответ: солидная работа «Бабогосударственные рабы» — об угнетенном положении русского мужчины; и милые претензии к либеральной (а заодно и «либероглянцевой») журналистике: «Публикации в прессе о потребностях мужчин и женщин находятся в соотношении 1 к 666».

Дамы (о войне за власть): «Муж толкнул меня. Чем-то била его, когда кулаки все отбила. Чем — не помню. Теперь ходит на полусогнутых уже 7 лет. А вообще, мужики — это животные. Им надо дать понять, кто вожак в стае. Иначе покоя не жди»; «Да, так и снимаются все вуали с этих монстриков».

Джентльмены (отвечают раздумьями о порочной практике некоторых мужчин брать в жены разведенных женщин, которые, скорее всего, уже научились манипулировать мужским сознанием, но проиграли): «Короче, брак с разведенкой — это как покупка подержанного авто. Очень проигрышная лотерея»; «Надо бы всем бойкотировать б/у с прицепами (прицеп — ребенок от первого брака.Е. П. ). Обычно они просто отбросы».

Я, разумеется, вырываю из контекста особо декоративные реплики, но ведь не изменяю ни слова… А как называют-то друг друга! Как известно, «птичка русского юмора легко насыщается самыми бедными крошками», но тут крошки преуморительные.

Дамы и девицы начинают. Вот определения, придуманные специально для мужчин, не умеющих обеспечить семью. Обездольщики. Обобранцы. Летучие голодранцы. Низший слой менеджерятника. Халявщики, занимающиеся бандерложеством.

Энтузиасты «Мужского движения» тоже постарались и заклеймили поганое идолище. А идолище — это властная требовательная женщина, «заболевшая цапом». ОЖП (особь женского пола); женщина-подлец; рашенбапы; феминодуры; бабомрази. И — «на каждую хитрую жабу есть хрущ с левосторонней нарезкой резьбы».

А вот немного теории — от обеих противоборствующих сторон.

Джентльмены: «Пресловутое «равенство» женщин-мужчин не дает женщинам занять свою ПОЧЕТНУЮ И ЦЕНИМУЮ ведомую роль в семье»;

«В связи с нынешним просторечным «переименованием» сожительства в «гражданский брак» предлагаю брак, зарегистрированный в органах ЗАГС, переименовать в «МИЛИТАРИСТИЧЕСКИЙ».

Дамы: «Когда в семье главенствует мужчина — семья несчастна. Как ни странно, мужчины, счастливые в браке, чаще относятся к тем, кого их менее счастливые товарищи называют подкаблучниками. Почему уважительное отношение к женщине теперь называется подкаблучизмом?» И — несколько мягких советов молодым бойцам, соратницам по сайту: «Стоит только один раз дать слабину — и все. Даже если вы сидите дома и не работаете, у мужа должна быть необременительная домашняя работа». Последняя реплика вызвала волну ласковых, мурчащих откликов: «Я не работаю, муж обеспечивает. Поэтому он не готовит и не убирается совсем. На нем — стирка на машинке, мытье посуды (как правило, по выходным — ручками), закупка продуктов по выходным, ну и выносит мусор без проблем. Ну и все мужские дела само собой»; «Да-а-а, девушки, вы, похоже, себя совсем не уважаете. Если два человека в семье работают, то они делят поровну обязанности по дому. Если работает только муж, то обязанности по дому они так же делят, потому что жена работает дома, и еще не известно, что тяжелее. А вообще-то нормальный мужик нанимает домработницу». Вот после такого чтения «антибабские» сайты и заходятся в нечеловеческих, захлебывающихся криках. В общем, братьев можно понять.

Хотя это ведь женские разговоры (не путать с девическими), и по большей части в них чувствуется смирение. Женская доля определена, и, хотя молодуха часто бывает победительницей в борьбе за власть (как признался один из мужей-«терпил», ренегатов «антибабского»: «Ломаюсь под прессингом бешеного сексуального голода»), каждая из сестер знает: мужская победа не за горами. Потому что Алла Пугачева нам уже спела песню о том, что время ни на миг не остановишь.

А вот девичьи чаты — это, я вам скажу, что-то. Молодость беспощадна, надежда на особенное, блистающее счастье еще жива. Девушки верят в себя. Хотя приходится им нелегко — они бьются за свой первый приз. Главная цель — замужество. Главные враги — ГБ и МЧ. А именно, «гражданский брак» и «молодой человек».

Девушки бывают жестковаты. Но их можно понять: у них трудный период, вся жизнь впереди. Страшно прогадать. Вот и напишут иной раз жеребятину. Вот и пример поспешает — девицы судачат о недостойных МЧ (менеджерах низшего звена и пролетариях): «Они тупые, от них воняет, и настоящих денег, чтобы купить своей девушке, скажем, квартиру, — они никогда не заработают».

«Я в шоке: ко мне сегодня подвалил парень, оказалось, что он плотник! Как может такой подходить к девушке? Почему такие приближаются к женщинам. Право на размножение имеет только сильный самец, а пролетарий — это низшая часть общества. Как оградиться от таких?»

Ну дуры, конечно, дуры.

Зато и им несладко: сестры, сходите на «Вумен», почитайте ветку «НЕ сделал мне предложение на НГ!!» НГ — это Новый год. Там моря невидимых миру слез. И вводится пронзительный термин — «пустое кольцо». Это когда МЧ кольцо подарил, а предложение не сделал (верх цинизма). Или, что еще хуже, предложил жить вместе «без росписи». А это значит — оскорбительный ГБ. Следовательно, в войне побеждает он, МЧ!

Антонина Коденева, знаменитая в Костроме владелица службы знакомств «Купидон», однажды говорила мне, что у девушек и мужчин одинаковая психология, а у женщин — другая.

«И девушки, и мужчины, — говорила Антонина, — верят, что их любят или должны любить. Поэтому их так часто обманывают. Девушкам врут, что любят (ну когда испытывают только теплоту, желание), и мужчинам врут, что любят, — когда от них что-то надо получить. А женщины смотрят на вещи трезво, они знают, что любовь редко встречается».

Вот они стоят друг против друга — мужчина и женщина. Скажем, Галя и ее коварный муж. Кстати, Галя, с ее 40 годами, ребенком-подростком и средним профессиональным образованием — средний россиянин. Это статистическая аксиома. Средний россиянин — именно что женщина, 38—40 лет, ростом от 1,50 метра до 1,75 метра, с небольшим избыточным весом. И ребенок- подросток наличествует, и высшего образования нет. Еще средний россиянин (т.е. Галя) уже обзавелся самым навороченным (из доступного) телевизором и поглядел по нему «Ранеток», «Папиных дочек» и программу «Сверхъестественное». Да, Галя религиозна, хочет любить и быть любимой и недовольна чувственной стороной своей жизни.

А Галин муж, так уж получилось, совпадает с портретом среднего обеспеченного россиянина. 44 года, второй брак, ребенок-подросток от первого, чрезвычайно занят на работе, любит гармонию в семье. Что ж, вполне логичная ситуация — средний обеспеченный россиянин кинул среднего россиянина.

Но это, конечно, так — к слову пришлось. Что они могли бы сказать друг другу? Как так получилось, что из убежища семья превратилась в ристалище? О, разумеется, они знают, что так происходит во всем мире: институт семьи колеблется. Может быть, они даже слышали, что американские социологи придумали 24 вида постиндустриальных браков. Браков, в рамках которых мужчина и женщина могли бы пестовать свое равенство. Они так красиво называются! Полиамория, «этичная немоногамия». Договорное профессиональное родительство. Модульная семья. Гостевой брак. Экстерриториальный брак. Совокупная семья.

Но ведь ни Гале, ни ее супругу не нужно равенство и не нужна эта красота по-американски. Какое там, самых современных девиц самые пугливые юнцы еле уговаривают на гражданский союз, и то девушки чувствуют себя проигравшими. Нам нужен старый, честно израсходовавший себя, патриархальный брак и что б побороться за власть, помужествовать и, возможно, победить. А если уж и проиграть, то хотя бы знать, за что воевали. Власть того стоит, наверное.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow