Сюжеты

Дорогу на МАКС строят топорным методом

Чиновники г. Жуковского собирали подписи в поддержку строительства в школьном журнале, в других городах и на том свете

Этот материал вышел в № 14 от 10 февраля 2010 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Полгода назад жительница подмосковного Жуковского Марина Солдаткина пришла на митинг против строительства подъездной дороги к ее городу. Дорогу собирались вести через находящийся около Жуковского огромный сосновый лес, вырубив около тысячи...

Полгода назад жительница подмосковного Жуковского Марина Солдаткина пришла на митинг против строительства подъездной дороги к ее городу. Дорогу собирались вести через находящийся около Жуковского огромный сосновый лес, вырубив около тысячи сосен. Возмущенные Марина и ее дочь поставили свои подписи под петицией против дороги. Спустя несколько месяцев они увидели эти подписи в списке поддержавших строительство.

Среди 5718 голосов в поддержку строительства дороги, собранных неизвестной «инициативной группой», оказались 50 подписей, на деле отданных против строительства, 10 — от умерших, 120 — от жителей других городов, а также от всех учеников 11«Б» класса школы № 8, записанных одним почерком и в алфавитном порядке.

Проект подъездной дороги появился в 2007 году. Шоссе должно соединить трассу М5 «Урал» с проходной Летно-исследовательского института, где проходит авиасалон МАКС. То есть стать подъездной дорогой для авиасалона и Национального центра авиастроения (НЦА), который планируется построить в Жуковском в соответствии с указом президента РФ. О строительстве объявил губернатор Московской области Борис Громов, бюджет проекта — 13—15 млрд рублей. Согласно плану, посреди города построят шестиполосное шоссе шириной 40 метров, которое будет вести к воротам НЦА и обрываться, создавая пробки. То есть не сможет использоваться ни для чего, кроме подъезда к МАКСу (салон проходит раз в два года).

О том, что в поддержку строительства собрано почти 6000 подписей, первыми проведали местные журналисты. В июне к ним попал сценарий общественных слушаний по поводу строительства дороги, где Борис АУБАКИРОВ, тогда замглавы города по строительству, должен был доложить о собранных подписях. Видимо, с тем чтобы дальше вместе с отчетом о слушаниях передать их в «Главное управление госэкспертизы».

«Мы удивились: хотя бы один из шести тысяч человек должен был рассказать нам об этом списке, — говорит Наталья ЗНАМЕНСКАЯ, главный редактор газеты «Жуковские вести». — Мы знали, что жители собирали подписи против дороги, но успели собрать всего полторы тысячи».

Редакция потребовала копии подписных листов. Как ни странно, Аубакиров легко согласился их передать. В десяти газетных номерах, с конца июня до конца августа, «Жуковские вести» публиковали списки. В каждом следующем номере печатались возмущенные письма тех, чьи фамилии появились в предыдущем. Оказалось, многие думали, что подписывают петицию за строительство объездной дороги, не затрагивающей лес, кто-то узнал свою подпись, оставленную пять лет назад под открытым письмом против точечной застройки, другой — против фальсификаций на выборах.

Наталья Знаменская предполагает, что большая часть подписей в прямом смысле собрана: из всех списков, когда-либо составленных в городе, включая петиции в администрацию и классные журналы. Причем собрана крайне небрежно: многие фамилии перевраны, «шапка» подписных листов сделана с помощью ксерокса и иногда наклеена криво.

Горожане возмутились. Каждый день в газету приносили несколько опровержений, некоторые просили считать их письмо обращением в прокуратуру.

Наталья Знаменская отправила письмо в Госэкспертизу, предупреждая о подделке и спрашивая, пришли ли туда подписи. Отвечать Госэкспертиза отказалась, но 28 октября дала положительное заключение на строительство.

История вызвала в городе небывалый всплеск гражданской активности. Жители устраивали пикеты, предлагали собственные проекты дороги в обход леса, а в начале декабря пришли на заседание депутатской комиссии и  потребовали от каждого из депутатов сообщить о своей позиции по поводу поддельных списков и вынести на ближайшее заседание вопрос о присвоении лесу статуса особо охраняемой природной территории. «Октябрь 1993-го забыли? Повторим», — написал читатель на форуме «Жуковских вестей» под статьей о бездействии депутатов.

К слову, отношение к вырубке леса оказалось неожиданным. Единоросс  Александр Федоров заявил,что «моя позиция соответствует позиции мэра, буду голосовать, как  он скажет». А Герой России, заслуженный летчик-испытатель Виктор Пугачев и директор школы Елена Голованова заявили, что не слышали ни про строительство дороги, ни про поддельные подписи.

Еще в сентябре городские депутаты пообещали обсудить факт фальсификации на одном из ближайших заседаний совета. Однако спустя два месяца сообщили, что сначала дождутся результатов прокурорской проверки. «Мы тоже надеялись, что прокуратура если и не возбудит дело по факту фальсификации, то хотя бы начнет расследовать, кто ее заказал», — рассказывает Наталья Знаменская.

Но прокуратура решила иначе. В конце января заместитель прокурора Жуковского Федор Кузасев объявил: подписные листы не являются официальным документом. В их подделке нет состава ни уголовного, ни административного правонарушения. Искать авторов списков не будут.

«Уголовная ответственность наступает только за подделку официальных документов, которые исходят от официальных лиц, — заявил Федор Кузасев корреспонденту «Новой». — Подписи — это волеизъявление наших граждан, независимо от того, по чьей инициативе их собрали. Вы считаете, правоохранительным органам делать нечего, кроме как влезать в отношения граждан и ковыряться в грязном белье?»

Кто заказал фальшивые списки и кто их составил, до сих пор неизвестно. Борис Аубакиров весьма скупо отвечал на вопросы «Новой», сказал, что подписи собрала «инициативная группа жителей», но отказался назвать их имена и объяснить, как списки оказались лично у него.

Техника в Жуковском лесу пока не появилась, но начальник «Мосавтодора» Алексей Горянский уже заявил жителям, что начинает строительство дороги, и твердо намерен закончить ее к 2012 году. Тем временем горожане гадают, зачем понадобилось вести шоссе посреди леса, если можно было пустить его в обход. Меж тем на официальном сайте будущего Центра авиастроения приведена карта, согласно которой прямо посреди Жуковского леса, там, где пройдет шоссе, будет построен «Многофункциональный комплекс НЦА»: четырехзвездочная гостиница, офисы, ресторан, бассейн и прочие необходимые для авиастроения службы. На карте комплекс отмечен среди первоочередных объектов строительства. Жителям Жуковского о нем пока не объявляли, и сколько граждан уже, возможно, подписались в его поддержку, неизвестно.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera