Сюжеты

Дорогу на МАКС строят топорным методом

Чиновники г. Жуковского собирали подписи в поддержку строительства в школьном журнале, в других городах и на том свете

Этот материал вышел в № 14 от 10 февраля 2010 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Полгода назад жительница подмосковного Жуковского Марина Солдаткина пришла на митинг против строительства подъездной дороги к ее городу. Дорогу собирались вести через находящийся около Жуковского огромный сосновый лес, вырубив около тысячи...

Полгода назад жительница подмосковного Жуковского Марина Солдаткина пришла на митинг против строительства подъездной дороги к ее городу. Дорогу собирались вести через находящийся около Жуковского огромный сосновый лес, вырубив около тысячи сосен. Возмущенные Марина и ее дочь поставили свои подписи под петицией против дороги. Спустя несколько месяцев они увидели эти подписи в списке поддержавших строительство.

Среди 5718 голосов в поддержку строительства дороги, собранных неизвестной «инициативной группой», оказались 50 подписей, на деле отданных против строительства, 10 — от умерших, 120 — от жителей других городов, а также от всех учеников 11«Б» класса школы № 8, записанных одним почерком и в алфавитном порядке.

Проект подъездной дороги появился в 2007 году. Шоссе должно соединить трассу М5 «Урал» с проходной Летно-исследовательского института, где проходит авиасалон МАКС. То есть стать подъездной дорогой для авиасалона и Национального центра авиастроения (НЦА), который планируется построить в Жуковском в соответствии с указом президента РФ. О строительстве объявил губернатор Московской области Борис Громов, бюджет проекта — 13—15 млрд рублей. Согласно плану, посреди города построят шестиполосное шоссе шириной 40 метров, которое будет вести к воротам НЦА и обрываться, создавая пробки. То есть не сможет использоваться ни для чего, кроме подъезда к МАКСу (салон проходит раз в два года).

О том, что в поддержку строительства собрано почти 6000 подписей, первыми проведали местные журналисты. В июне к ним попал сценарий общественных слушаний по поводу строительства дороги, где Борис АУБАКИРОВ, тогда замглавы города по строительству, должен был доложить о собранных подписях. Видимо, с тем чтобы дальше вместе с отчетом о слушаниях передать их в «Главное управление госэкспертизы».

«Мы удивились: хотя бы один из шести тысяч человек должен был рассказать нам об этом списке, — говорит Наталья ЗНАМЕНСКАЯ, главный редактор газеты «Жуковские вести». — Мы знали, что жители собирали подписи против дороги, но успели собрать всего полторы тысячи».

Редакция потребовала копии подписных листов. Как ни странно, Аубакиров легко согласился их передать. В десяти газетных номерах, с конца июня до конца августа, «Жуковские вести» публиковали списки. В каждом следующем номере печатались возмущенные письма тех, чьи фамилии появились в предыдущем. Оказалось, многие думали, что подписывают петицию за строительство объездной дороги, не затрагивающей лес, кто-то узнал свою подпись, оставленную пять лет назад под открытым письмом против точечной застройки, другой — против фальсификаций на выборах.

Наталья Знаменская предполагает, что большая часть подписей в прямом смысле собрана: из всех списков, когда-либо составленных в городе, включая петиции в администрацию и классные журналы. Причем собрана крайне небрежно: многие фамилии перевраны, «шапка» подписных листов сделана с помощью ксерокса и иногда наклеена криво.

Горожане возмутились. Каждый день в газету приносили несколько опровержений, некоторые просили считать их письмо обращением в прокуратуру.

Наталья Знаменская отправила письмо в Госэкспертизу, предупреждая о подделке и спрашивая, пришли ли туда подписи. Отвечать Госэкспертиза отказалась, но 28 октября дала положительное заключение на строительство.

История вызвала в городе небывалый всплеск гражданской активности. Жители устраивали пикеты, предлагали собственные проекты дороги в обход леса, а в начале декабря пришли на заседание депутатской комиссии и  потребовали от каждого из депутатов сообщить о своей позиции по поводу поддельных списков и вынести на ближайшее заседание вопрос о присвоении лесу статуса особо охраняемой природной территории. «Октябрь 1993-го забыли? Повторим», — написал читатель на форуме «Жуковских вестей» под статьей о бездействии депутатов.

К слову, отношение к вырубке леса оказалось неожиданным. Единоросс  Александр Федоров заявил,что «моя позиция соответствует позиции мэра, буду голосовать, как  он скажет». А Герой России, заслуженный летчик-испытатель Виктор Пугачев и директор школы Елена Голованова заявили, что не слышали ни про строительство дороги, ни про поддельные подписи.

Еще в сентябре городские депутаты пообещали обсудить факт фальсификации на одном из ближайших заседаний совета. Однако спустя два месяца сообщили, что сначала дождутся результатов прокурорской проверки. «Мы тоже надеялись, что прокуратура если и не возбудит дело по факту фальсификации, то хотя бы начнет расследовать, кто ее заказал», — рассказывает Наталья Знаменская.

Но прокуратура решила иначе. В конце января заместитель прокурора Жуковского Федор Кузасев объявил: подписные листы не являются официальным документом. В их подделке нет состава ни уголовного, ни административного правонарушения. Искать авторов списков не будут.

«Уголовная ответственность наступает только за подделку официальных документов, которые исходят от официальных лиц, — заявил Федор Кузасев корреспонденту «Новой». — Подписи — это волеизъявление наших граждан, независимо от того, по чьей инициативе их собрали. Вы считаете, правоохранительным органам делать нечего, кроме как влезать в отношения граждан и ковыряться в грязном белье?»

Кто заказал фальшивые списки и кто их составил, до сих пор неизвестно. Борис Аубакиров весьма скупо отвечал на вопросы «Новой», сказал, что подписи собрала «инициативная группа жителей», но отказался назвать их имена и объяснить, как списки оказались лично у него.

Техника в Жуковском лесу пока не появилась, но начальник «Мосавтодора» Алексей Горянский уже заявил жителям, что начинает строительство дороги, и твердо намерен закончить ее к 2012 году. Тем временем горожане гадают, зачем понадобилось вести шоссе посреди леса, если можно было пустить его в обход. Меж тем на официальном сайте будущего Центра авиастроения приведена карта, согласно которой прямо посреди Жуковского леса, там, где пройдет шоссе, будет построен «Многофункциональный комплекс НЦА»: четырехзвездочная гостиница, офисы, ресторан, бассейн и прочие необходимые для авиастроения службы. На карте комплекс отмечен среди первоочередных объектов строительства. Жителям Жуковского о нем пока не объявляли, и сколько граждан уже, возможно, подписались в его поддержку, неизвестно.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera