СюжетыОбщество

Просто подделка

Этот материал вышел в номере № 14 от 10 февраля 2010 г.
Читать
Просто подделка
Фото: «Новая газета»
«Дела врачей», по вине которых пострадали пациенты, не доходят до суда и родственники годами ходят по прокуратурам, доказывая, что их близким не была оказана надлежащая помощь и добиваясь расследования. Отчаявшись, они обращаются в СМИ, и...

«Дела врачей», по вине которых пострадали пациенты, не доходят до суда и родственники годами ходят по прокуратурам, доказывая, что их близким не была оказана надлежащая помощь и добиваясь расследования. Отчаявшись, они обращаются в СМИ, и иногда пугающие истории становятся широко известны. А потом медицинская общественность обижается на журналистов: не надо кошмарить врачей – это отражается на пациентах, которые боятся обращаться за помощью… Но, право же, это большая натяжка, что именно журналисты создают негативный образ врача и тем отталкивают население от лечения.

«Новая» рассказывала о том, как муж Марии Максимовой, пытался возбудить дело против врачей Российского онкологического центра им. Блохина, бездействие которых, и неоказание ими помощи приблизило летальный исход («Врачи не видят себя в зеркале» № 117 от 21.10.09). После выступления «Новой» дирекция РОНЦ, выслала родственникам покойной копию ее медицинской карты, прошитую, прошнурованную, пронумерованную, скрепленную подписью зам. директора РОНЦ В.А. Старшинова и заверенную гербовой печатью.

Однако, в течение болезни Максимова сама систематически снимала ксерокопии с каждого нового листа карты по мере ее заполнения. Ее копия, которая находится на руках у мужа, расходится с «документом», присланным из РОНЦ. Теперь приходится говорить не только о некачественном лечении, но и о том, как, заметая следы, руководство РОНЦ изготовило фальшивку.

Страницы оригинала медкарты не были изначально ни прошнурованы, ни пронумерованы, а номера страниц вписаны в черно-белую копию, высланную РОНЦ, синими чернилами, при этом, видимо, второпях некоторые страницы вставлены вверх ногами.

В копии РОНЦ - 11 приписок, которые втиснуты в текст оригинала мелким почерком между строчками прежнего текста и подписаны доктором Снеговым. Они рассказывают о том, как плохо покойная выполняла рекомендации. (см. фото).

Копия исправленной медкарты была в ноябре направлена потерпевшей стороной в следственный отдел при Прокуратуре РФ по Симоновскому району Москвы с просьбой истребовать подлинные медицинские документы М. Максимовой и провести судебно-медицинскую экспертизу обоснованности ее лечения и физико-химическую экспертизу для определения времени исполнения внесенных записей.

Но через некоторое время адвокату потерпевшего сообщили, что сделать ничего невозможно… потому что РОНЦ подлинник не отдает.

Представляете: из следственного отдела звонят по телефону в РОНЦ:

  • Просим отдать подлинник медицинской карты Максимовой…
  • Не отдадим! - Говорят врачи. - Подлинник карты – врачебная тайна.
  • Какая тайна? Вы сами прислали заверенную копию карты!
  • Копия – не тайна, а подлинник – тайна.

И дальше начинается вечная песенка: на суку висит мочало, начинаем все с начала. Чтобы изъять подлинник, нужно возбудить уголовное дело, а следственный отдел (следователь М. Н. Дадымов), полномочный возбудить это дело, его не возбуждает. Врачи держат оборону: каково им отдать подлинник, испещрённый подделками, которые обнаружит экспертиза? Впрочем, подделки видны и без экспертизы (см. фото). Вряд ли следователи их не видят. А если лечащим врачам пришлось подделывать медкарту, то возникают вопросы – зачем? (См. статьи 293 (халатность) и 292 (должностной подлог) УК РФ).

На рассмотрение вопроса о возбуждении уголовного дела в следственном отделе отводится срок 10 дней, для дел, связанных с тяжкими преступлениями - месяц. Дело о медицинской фальшивке, выдаваемой за врачебную тайну, лежит в следственном отделе по Симоновскому району уже третий месяц, но этот отдел хранит молчание…

Врачи подделывают записи в медкарте, дирекция РОНЦ заверяет фальшивку гербовой печатью, следственный отдел, хоть и не отказывает в проведении экспертизы – подлог слишком очевиден, - но и дело возбуждать, прецедент создавать, тоже не торопится, хотя установленные законом сроки давно прошли. Одно нарушение закона тянет за собой другие…

После материала «Новой» («Врачи не видят себя в зеркале» № 117 от 21.10.09) разгорелась дискуссия в блогах.

С одной стороны возмущение: «Не представляйте врачей вредителями. Виновата система, а врач оказывается крайним». А с другой vl_zimin – «Погиб или потерял здоровье близкий человек, его можно было спасти. Не спасли…»

С одной стороны врачи ничем не отвечают за свои ошибки, а то и откровенное хамство – ни именем, ни карманом. А с другой klimovich – как можно работать при окладе в 4850 рублей у врача высшей категории?

saversky: Но уровень зарплаты не может быть оправданием плохой работы. Здесь естественно возразить, что врач же не сообщил пациенту: у меня низкая зарплата и поэтому буду вас плохо лечить.

Понятно и то, что, как пишет amragat , низкая зарплата неизбежно приводит к низкому качеству работы, даже если врач старается изо всех сил работать хорошо. Низкая зарплата - это не оправдание, а объективная причина, нарушающая качество жизни людей.

Добавим: не только врачей, но и пациентов.

amragat утверждает: «юристы, защищающие в суде пациентов - создают у пациентов ложное убеждение в том, что в их бедах виноват конкретный врач. На самом деле, в каждом судебном процессе, рядом с обвиняемым врачом должен сидеть министр здравоохранения и Президент РФ, как соучастники и организаторы преступления. Потому что Президент отвечает за принятие бюджета здравоохранения, который меньше минимально допустимого, а министр - за организацию работы на основании преступно низкого бюджета. Врач в половине случаев врачебных ошибок, - это такой же пострадавший, как и пациент».

Трудно не согласиться со всеми этими доводами, тем более, что основной посыл один: в здравоохранение море проблем и они должны как можно скорее решаться. Недаром по качеству медицинской помощи Всемирной организацией здравоохранения присвоено России 130-е место в мире. Наверно нет такого пациента, даже самого пострадавшего, который сказал бы, что врачам в целом не следует повышать зарплату. Трудно возразить и против того, что негативный образ врача – это опасно, пациент должен доверять врачам и медицине, вовремя обращаться за помощью и выполнять назначения. Невозможно только согласиться с тем, что врач, нарушивший должностные инструкции, стандарты лечения, приказы, законы, врачебную этику - может просто отмахнуться от назойливого пациента или родственника. Еще не факт, что он виновен, но он должен быть готов объяснять это отступление в суде.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow