Сюжеты

Как заработать миллионы на гамбургерах

Поставщики McDonald's стали королями отрасли

Этот материал вышел в The New York Times (12.02.2010)
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Москва, 1990 год. Виктор Семенов работает в подмосковном колхозе, занимающемся выращиванием салата. В один прекрасный день к нему обращается представитель только что открывшегося ресторана McDonald's: не мог бы он каждую неделю поставлять...

Москва, 1990 год. Виктор Семенов работает в подмосковном колхозе, занимающемся выращиванием салата. В один прекрасный день к нему обращается представитель только что открывшегося ресторана McDonald's: не мог бы он каждую неделю поставлять им несколько ящиков салата?

Заместитель Семенова отказался от предложения: слишком незначительный заказ, всего один ресторан.

«Тогда я сказал ему: «Милый мой! Ты представляешь, сколько на Западе этих McDonald's?» — вспоминает Семенов. — Мы будем поставлять им салат по любой цене! Теперь это наша новая стратегия».

Так Семенов основал компанию, которая теперь почти полностью контролирует российский рынок фасованных свежих овощей.

Первый в Советском Союзе McDonald's, в который в те годы выстраивалась длинная очередь, недавно отметил свою 20-ю годовщину. По случаю юбилея в ресторане играл ансамбль аккордеонистов, а заплатив за один гамбургер, можно было бесплатно получить второй.

Но еще раньше в этом году компания отметила другую важную веху: независимому производителю было передано производство последнего из используемых McDonald's продуктов: булочек для гамбургеров. До тех пор булочки производила собственная подмосковная фабрика McComplex. Она была построена, до того как сеть открыла свой первый ресторан. Почти везде в мире McDonald's покупает свои ингредиенты, а не производит их сам. Но в Советском Союзе просто не было частных предприятий, которые могли бы поставлять около 300 ингредиентов, необходимых для работы каждого ресторана компании.

Буквально все — от полуфабриката картошки фри до начинки для пирожков — пришлось изготавливать на огромной фабрике. Только 20 лет спустя в стране оказалось достаточно частных предприятий, чтобы передать им все производство.

Теперь частные российские компании поставляют McDonald's 80% всех ингредиентов. 20 лет назад ситуация было в точности противоположной.

Шаг за шагом весь ассортимент продукции девяти конвейеров «Маккомплекса» был передан местным независимым производителям. Это способствовало возникновению десятков новых компаний, некоторые из которых к сегодняшнему дню превратились в лидеров российской индустрии готовых продуктов питания.

Первым продуктом, который McDonald's начал покупать на месте, стали соленые огурцы производства хозяйства Анатолия Ревякина. В 1990 году он выращивал огурцы на своей ферме, а теперь превратился в короля российской пищевой промышленности. В свое время он выкупил у McComplex линию по производству маринованных огурцов и теперь поставляет их трем ресторанным сетям и собирается наладить производство «релиш» (соус из майонеза и огурцов) для компании Heinz.

«В год продажа огурцов приносит нам $2 млн», — утверждает он.

Принадлежащая Семенову фирма «Белая дача», поставляющая рубленые салатные листья, начав с сотрудничества с McDonald's, продолжила работать и с другими западными партнерами. Сегодня Семенов торгует салатами 150 наименований и превратился в российского салатного магната. Стремительному росту компании способствовало появление в России супермаркетов западного типа, оснащенных охлаждающимися прилавками.

Добившись успеха в бизнесе, Семенов подался в политику и сейчас является членом парламентской фракции правящей партии «Единая Россия».

Молочные продукты в McDonald’s поставляет фирма «Вимм-Билль-Данн» — производитель молока и соков в пакетах. В 2002 году она первая из российских производителей продуктов питания вышла со своими акциями на Нью-йоркскую биржу.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera