Ученые избавляются от жира

Этот материал вышел в The New York Times (12.02.2010)
ЧитатьЧитать номер
Общество

Вот бы было здорово, если бы после еды все тарелки, кастрюли и сковородки не нужно было скрести и отмывать порошком, а достаточно было просто ополоснуть водой из-под крана. Не исключено, что в один прекрасный день это станет возможным благодаря разрабатываемому в настоящее время пластиковому покрытию, которое будет наноситься на посуду, зеркала и даже заводское оборудование.

Эта новинка порадует не только тех, кто моет посуду после семейных обедов, но и экологов, которые давно высказывают озабоченность относительно химикатов, попадающих в окружающую среду вместе со сточными водами из наших кухонь. Эти химикаты являются причиной множества нежелательных явлений, например цветения водорослей.

«Мы ставим перед собой задачу сделать моющие средства ненужными», — рассказал Джеффри Янгблад, адъюнкт-профессор кафедры новых материалов университета Пердью в городе Вест-Лафайетт, штат Индиана. Разработанные Янгбладом и его коллегами покрытия в ходе эксперимента химическим способом наносились на стеклянную поверхность. Теперь ученые работают над созданием полимерных добавок к чистящим жидкостям, которые можно будет наносить на поверхность зеркал и даже очков с помощью пульверизатора.

Ученые называют такое покрытие самоочищающимся, поскольку для очистки поверхности от загрязнений — например, следов пальцев — его достаточно просто разбрызгать. «Жир собирается в капельки, которые подхватываются потоком воды и просто смываются», — рассказала Кирстен Дженсон, аспирант-исследователь, работающий под руководством Янгблада.

«Привычная для нас процедура отмывания загрязненной поверхности состоит в том, что с помощью мыла жир растворяется в воде и образует пенистую эмульсию. Новое покрытие позволяет воде смывать жир без мыла», — говорит Джон Хауортер. Он бы студентом Янгблада и участвовал в экспериментах по созданию этих покрытий, а в настоящее время учится в Национальном институте стандартов и технологии в Гайтерсбурге, штат Мэриленд.

Самоочищающееся покрытие, разработанное учеными из университета Пердью, состоит из полимеров, организованных в длинные цепочки. «Каждый участок такой цепочки создается отдельно и предназначен для выполнения определенной задачи, — рассказал Стивен Бойес из Колорадского горного института в городе Голден. — Один участок обладает свойствами, напоминающими тефлон, и способствует собиранию жира в капельки, другой способствует смыванию этих капель водой».

Исследователи из университета Пердью также экспериментируют с нанесением нового покрытия на фильтры и мембраны, которые задерживали бы содержащийся в воде жир, но пропускали саму воду, рассказал доктор Хауортер. Такие мембраны можно использовать для очистки жирных пятен и для пурификации питьевой воды.

Аналогичное покрытие, нанесенное на линзы очков, стекло автомобиля, зеркало для ванной, предотвратит запотевание. «Зеркало с нашим покрытием, — обещает доктор Дженсон, — не запотеет, пока вы принимаете душ».

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Стать соучастником