Сюжеты

Сколько стоит жизнь. В баллах

Глава ГИБДД предложил вернуть балльную систему учета нарушений правил дорожного движения. Отличное предложение!

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 15 от 12 февраля 2010 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Юрий ГейкоОбозреватель «Новой»

В среду глава ГИБДД Виктор Кирьянов на правительственном часе в Госдуме предложил вернуть балльную систему учета нарушений правил дорожного движения. «Это было в Советском Союзе, это используется в Европе и мире — надо подумать и ввести...

В среду глава ГИБДД Виктор Кирьянов на правительственном часе в Госдуме предложил вернуть балльную систему учета нарушений правил дорожного движения. «Это было в Советском Союзе, это используется в Европе и мире — надо подумать и ввести снова», — сказал Кирьянов журналистам. Это предложение поддержал и глава Комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев.

Скажу сразу: я «ЗА» балльную систему. И дополню генерала Кирьянова: такая система существовала и в СССР, и в ельцинской России. До 1997 года. Теперь выскажу аргументы за возвращение системы.

Более веских не бывает: резкое снижение аварийности и — как следствие — многие тысячи спасенных жизней и десятки тысяч непокалеченных граждан. Ждите серьезных результатов уже в первый год действия системы.

Не буду ссылаться на воспоминания молодости, когда «третья дырка» была трагедией. Не буду рассказывать, как напрочь забывали мы о нарушениях и лихачествах (хотя были молодыми), имея уже две «дырки».

Просто прокомментирую график, кривую смертей и увечий, лежащий сейчас передо мной. Цифры за одиннадцать лет: с 1997-го по 2007-й:

А что случилось такое в 1997 году? А в 1997 году вступил в действие новый Кодекс об административных правонарушениях со смешными штрафами, и была отменена балльная система учета нарушений ПДД.

Балльная система, не отменяя штрафов, жестко действует во многих, простите за выражение, цивилизованных странах. В США, например, за каждое нарушение водителю начисляются «пойнты». Причем чем моложе водитель, тем жестче к нему требования. Суд штрафует и лишает прав водителя до 18 лет за 6 «пойнтов». С 18 до 21 года — за 8 «пойнтов». А взрослому водителю дан лимит в 12 «пойнтов». Причем штрафные очки настолько жесткие, что у нас от таких взвыла бы вся страна.

Например, тронулся с места с пробуксовкой, с визгом — 12 баллов. Устроил гонки на улице — 12 «пойнтов». За неправильную парковку «пойнтов» нет. За непристегнутый ремень 1-2. Проехал на «кирпич», отвлекшись, задумавшись, не создав аварийной обстановки, — полицейский может и простить, если увидит, что водитель искренен. Пролетел на красный внаглую, подрезал без последствий — 4-6. Превышение скорости — от 2 «пойнтов» за менее 20% превышение от разрешенной, до наручников и тюрьмы — если скорость превышена на 70—80%.

Принцип один: чем наглее ведет себя водитель, тем больше получает «пойнтов».

Если водитель набрал критическое количество баллов, но нарушения не серьезные, то судом ему может быть разрешено выдать так называемые «ред лайсенс» — красные права размером с книжку, которые позволят ездить по самой жизненной необходимости и в строго определенные временные промежутки: в институт, на работу, в ближайший супермаркет и обратно.

В СССР инспекторы наказывали за нарушения. У них не было преступного бизнеса на водителях, они не делали из невиновных виноватых. Поэтому вижу только один недостаток балльной системы в сегодняшней России: еще в большей степени возрастет коррупция и произвол инспекторов ГИБДД.

Но я уверен, недолго осталось им бесчинствовать: ситуация с разложением и всего МВД, и особенно его «передовой» части — ГИБДД настолько серьезна, что у власти уже в самом скором времени не останется ни иллюзий на этот счет, ни альтернативы: «Резать к чертовой матери!..».

Но даже если положить на одни весы увеличение уровня коррупции и многие тысячи спасенных жизней — что бы выбрали вы?

Отклики читателей

saxten
Все вроде бы логично. Но при одном условии: балльная система должна применяться добросовестным ведомством, но не нынешним ГАИ. За время, прошедшее с 1997 года, эта структура изменилась катастрофически.
Если баллы — самоцель, то я против.
Менять надо все.
Пусть будет более жестко (и даже жестоко), но справедливо. Терпеть жестокость от красномордых собирателей дани долго уже не сможет никто.
Тем более если вспомнить о привилегиях на дороге для прокурорских, депутатов и прочих причастных к касте браминов.

magadanian
И я с Гейко согласен. И с вами. Только вот весь фокус в порядке действий. Как говорится, в «Отче наш» сперва идет «Отче наш», а потом «Аминь». Иначе говоря, сперва надо резать, а уж потом думать о баллах.

Igor_
При существующей системе ГИБДД баллы увеличат количество взяток. Уровень безопасности на дорогах не изменится. В Беларуси эта система действует. Там ДАI не берет взяток (их никто и не дает, там инспектора очень много получают по сравнению с остальными и держатся за место). То есть В ПРИНЦИПЕ система работоспособна. А в России — нет.
под текст
150:1 В ПОЛЬЗУ КОРРУПЦИИ
Астраханские и калининградские коррупционные разоблачения последних дней наводят на почти безумную мысль: а не началась ли в России борьба с коррупцией всерьез и надолго?

Страна вздрогнула: сразу аж девятнадцать астраханских гаишников уличены «органами» в вымогательстве и взятках! Мне стали звонить из информагентств с просьбой прокомментировать новость. Можно ли это считать началом настоящей борьбы со взяточничеством в ГАИ?
  Можно. Но не стоит. Потому что гаишников у нас около восьмидесяти тысяч и не берут взятки, не вымогают их у невиновных — единицы, да и те в такой тотальной коррупционной системе долго не задерживаются.
  По данным главы Фонда политических исследований Георгия Сатарова ИНДЕМ («Информатика для демократии»), если считать по минимуму, гаишники ежегодно кладут в свои карманы около 11 млрд рублей. Это в месяц на каждого по 11 тысяч. По минимуму посчитано.
  Вся Россия в большей или меньшей степени накрыта коррупционной сетью. Но особо лютуют инспекторы на юге страны: Краснодарский край, Ростовская область, Ставропольский край, Волгоградская и Астраханская области. Наберите в Интернете слова: «Аксайский пост», «Цукерова балка» — там бы «органам» да судам праведным поработать — такие истории вылезут, что волосы дыбом становятся. Вытянули же только астраханскую ниточку. Почему? Да бог их, эти «органы» знает, может, они что-то с теми гаишниками не поделили.
Народ зря не скажет: «Чем больше узнаю таможенников, тем больше нравятся гаишники».
И вот в Калининграде сразу вся смена таможенников повязана (опять же ФСБ) за взятки. Можно ли и это считать началом настоящей борьбы со взяточничеством?
Можно. Но не стоит. Потому что Калининградская таможня — это всего лишь одна таможня, а всего в России более ста пятидесяти таможен, оформляющих автомобили. И не надо быть ни ясновидящим, ни даже фээсбэшником, чтобы с уверенностью сказать… сами понимаете что.
 А почему же только Калининградскую таможню накрыли? Ну тут уж белыми нитками шито: накрыли ненавистных таможенников ровно через два дня после массового протеста калининградцев против повышения пошлин, тарифов и налогов правительством — пар-то народный надо спустить!
  И заметьте, там и там порядок наводила ФСБ. А вот тогда, когда найдутся на эти «органы» другие «органы», которые в этих «органах» тоже взяточничеством займутся, вот тогда мы сможем считать, что борьба с коррупцией началась. А пока не тешьте себя иллюзиями.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera