Сюжеты

«Где родился, там и Иерусалим»

Расписные потолки из храмов Кенозера — в Центре Грабаря

Этот материал вышел в № 15 от 12 февраля 2010 г.
ЧитатьЧитать номер
Культура

Екатерина Васенинакорреспондент отдела культуры

«Где родился, там и Иерусалим» — просто и глубоко сказала Александра Александровна Капустина, жительница деревни Зехново, что в Кенозере Архангельской области. Кенозерские бабушки не уезжают из своих деревень (даже если остается одна...

«Где родился, там и Иерусалим» — просто и глубоко сказала Александра Александровна Капустина, жительница деревни Зехново, что в Кенозере Архангельской области. Кенозерские бабушки не уезжают из своих деревень (даже если остается одна бабушка на всю деревню). Еду им привозят летом по воде, зимой на санях, а часовню из окна и зимой видать.

Такие же глубокие, как бабушкины слова, в этом северном крае расписные «небеса» — потолки в сельских храмах и часовнях. Ни на что не похожие.

Сейчас часть отреставрированных небес и иконы из храмов Кенозерского национального парка (вот уже почти 20 лет эту территорию как заповедную хранит реставратор Елена Шатковская с командой единомышленников) показывают в выставочных залах Центра имени Грабаря.

Это радостное событие случилось благодаря тому, что Кенозерский парк победил в конкурсе благотворительного фонда Владимира Потанина «Первая публикация», фонд выпустил роскошный альбом о Кенозерском крае, а Центр Грабаря вместе с архангельскими коллегами отреставрировал единственные подписанные «небеса» из кенозерской коллекции храмовых потолков. Эти «небеса» расписаны в 1881 году 18-летним мальчиком, иконописцем Федором Захаровым Иоком в часовне Николая Чудотворца в деревне Усть-Поча.

«Небеса» ручной работы — особый тип конструкции в деревянном храме (в форме усеченной пирамиды). Они получили распространение в архитектуре Русского Севера с XVII века.

Основное идейное содержание «небес» — служение святых божественному правосудию. Они защищают каждого находящегося в храме и доносят его обращение Богу. Потолки в часовнях низкие, некоторые на высоте поднятой руки. Это создает впечатление близости духовного мира и сопричастности ему.

Восстановленные «небеса» Федора Иока относятся к типу «Небесного воинства». Ведущее место отводится фигурам семи архангелов, изображенных с атрибутами, характеризующими их иерархическое служение: Михаил («кто как Бог») — с мечом и пальмовой ветвью; Гавриил («крепость Божия») — с фонарем, книгой или с цветочной ветвью лилии; Рафаил («милосердие, помощь страждущим») — с сосудом для хранения мира или со своим спутником Товией; Иегудиил («хвала Божия») — с царским венцом; Уриил («архангел света и огня Божия») — с огненным мечом; Селафиил («молитвенник Божий») — с молитвенно сложенными на груди руками; Варахиил («благословение Божие») — с белыми розами как предвестием блаженства в небесном мире.

Кенозеро — удаленная от Москвы земля, и познакомиться с ее богатствами стоит поспешить. Это редкий и счастливый шанс.

До 7 марта. Улица Радио, д. 17, корп. 6

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera