Сюжеты

Учитесь, лечитесь, крутитесь

Государство предложило бюджетным учреждениям самим зарабатывать на жизнь

Этот материал вышел в № 17 от 17 февраля 2010 г.
ЧитатьЧитать номер
Политика

Лола ТагаеваКорреспондент

В прошлую пятницу Госдума приняла в первом чтении проект закона о реформе системы бюджетных учреждений, который уже начали сравнивать с монетизацией льгот. Между тем, в отличие от монетизации, к которой граждан психологически готовили,...

В прошлую пятницу Госдума приняла в первом чтении проект закона о реформе системы бюджетных учреждений, который уже начали сравнивать с монетизацией льгот. Между тем, в отличие от монетизации, к которой граждан психологически готовили, новый закон не попал в эфир федеральных каналов, избежал общественной дискуссии, анализа экспертным сообществом.

Так что же приготовили для нас депутаты (а точнее, правительство в лице внесшего закон в парламент В. Путина)? Предполагается, что бюджетные учреждения станут гораздо свободнее как в возможности зарабатывать деньги, используя свои материальные и человеческие ресурсы, так и в возможности сокращать расходы, увольняя «лишних» сотрудников или урезая им зарплаты. А государство будет финансировать бюджетные учреждения не по сметам, а выделяя им субсидии на «выполнение государственного задания».

Реформировать нашу неповоротливую и прожорливую бюджетную систему, конечно, надо. Но так ли, как предлагает правительство? «Новая» обратилась к экспертам, имеющим противоположные точки зрения на проблему.

Оксана Дмитриева, член Комитета Госдумы по бюджету и налогам:

— Непонятно, что такое «государственное задание»? Если в больнице, например, есть койки и врачи, а заданий на коечный фонд нет? Что тогда — больных не принимать?

Предполагается, что учреждения должны добирать недостающее финансирование сами, за счет платных услуг, но есть же социально значимые больницы — для ветеранов, туберкулезников, где коммерциализация невозможна.

Кроме того, мы все знаем, когда в начале 1990-х годов на фоне низкой рождаемости сокращали количество детских садов, приватизировали их, теперь рождаемость пошла в гору  — а мест в садах не хватает. А «малочисленное» поколение двигается дальше. Сейчас под них сократят места в ВУЗах. С ВУЗами же будет сложнее, мы детсады-то до сих пор восстановить не можем в нужном количестве.

Что касается расширенных возможностей учреждений по оптимизации расходов, это вообще будет полный произвол. Нет бюджетной сетки, полная вольность в перераспределении оплаты труда, например, от профессоров менеджерам. Для бюджетного учреждения государство должно определять его потребности, а не цели получения коммерческой прибыли, не цели оптимизации.

Какие можно найти внебюджетные источники финансирования, кроме оказания платных услуг? Аренда, использование имущества, выполнение научно-исследовательских работ. Если школа находится в хорошем месте, то можно большую часть помещений сдать в аренду, остальное оптимизировать. Все это уже прошли НИИ, которые потом превратились в акционерные общества.

Какая у директора учреждения может быть имущественная ответственность? Своей зарплатой? Что это значит: сначала дать им полную свободу, а потом говорить, что мы будем за ними следить?

В нынешнем виде закон — это ширма для ползучей приватизации, для оперирования менеджментом государственным имуществом как частным. А в определенных вопросах — это сокращение бюджетного финансирования и расширение платных услуг.

Евгений Федоров, председатель Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству:

— Переход от сметного финансирования к субсидированию выполнения государственных заданий состоит в том, что учреждения будут получать средства прежде всего под государственные программы. Не по факту своего существования, а под цели, для которых они существуют в интересах граждан. При этом внутри учреждения будет свобода для руководителей.

Контролировать выполнение заданий и формировать планы, исходя из объема предоставляемых услуг, будут те же самые органы государственной власти, которым эти учреждения и сейчас подведомственны: субъекты Федерации, муниципалитеты, соответствующие органы власти. Муниципалитет принимает решение о соответствующем государственном задании. Ответственность несет само учреждение. Если директор школы допустит финансовые перекосы, конечно, он несет персональную ответственность.

Что касается оптимизации: если учреждение бессмысленно, например, нет граждан, которые могут воспользоваться его услугами, то его можно ликвидировать. Другое дело, учреждения, которые перенапряжены: финансирование там будет увеличено.

Жизнь многообразна, и когда творческий человек управляет, он найдет сотни способов подработать для учреждения, для казны.

Сокращения бюджетных ассигнований на социальную сферу не будет, скорее всего, расходы будут увеличены, потому что когда будут выписывать госзадания, учитываться будет не только количественная составляющая, но и качественная, будут выявлены учреждения, которые находятся на передовой, но не справляются из-за недофинансирования.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera