Сюжеты

Ритм и синтаксис Осипа Брика

Бывший ВХУТЕМАС готовится к юбилею

Этот материал вышел в № 17 от 17 февраля 2010 г.
ЧитатьЧитать номер
Культура

В Московском государственном университете печати прошли Бриковские чтения — первые в Москве, России и мире. Международная научная конференция «Поэтика и фоностилистика» была посвящена Осипу Брику, идеологу конструктивизма, теоретику...

В Московском государственном университете печати прошли Бриковские чтения — первые в Москве, России и мире. Международная научная конференция «Поэтика и фоностилистика» была посвящена Осипу Брику, идеологу конструктивизма, теоретику искусства, организатору художественно-полиграфического образования.

Автор знаменитых «Звуковых повторов» и «Ритма и синтаксиса», основатель ОПОЯЗа и лидер ЛЕФа всю жизнь прожил в тени своих ярких современников, был подвижником интеллектуального и творческого труда и не искал славы. Сегодня его научная и просветительская деятельность — часть истории и культуры ХХ века, привлекающая внимание тех, кто стремится осмысливать идеи и традиции «формальной школы», изучать филологическую культуру русского авангарда.

Было сделано 74 доклада, посвященных бриковедению. Среди участников — Бенгт Янгфельдт, шведский писатель, ученик Р. Якобсона, Джованна Спендель, известный русист из Турина, заведующая лабораторией экспериментальной фонетики МГУ Любовь Златоустова, доктор медицинских наук, психолингвист Елена Винарская.

Идея Осипа Брика «Ритм — особенным образом оформленное движение» исследовалась в докладах о ритме и грамматике в художественном тексте, речевых технологиях в современных СМИ. Одна из секций — «Русский конструктивизм и творческое наследие О.М. Брика» — объединила филологов, культурологов, историков искусства, музейных работников из Музея В.В. Маяковского, Литературного музея, музея МАРХИ. Именно личность О.М. Брика, масштаб и многогранность творческой деятельности, его влияние на процессы в литературе и искусстве 1920—1930-х годов объединили знатоков и специалистов в самых разных сферах, ученых из Франции, США, Германии, Голландии, Казахстана, России.

Один из объектов исследования — история и традиции ВХУТЕМАСа, знаменитого предшественника Полиграфа (МПИ), из которого вырос сегодняшний Университет печати.

Организатор художественно-полиграфического производства и образования в 20-е годы ХХ века, первый редактор и комментатор сочинений Маяковского, Брик был директором Института художественной культуры (ИНХУКа) и в этом качестве — разработчиком учебных программ ВХУТЕМАСа и теории «производственного искусства». ВХУТЕМАС и ВХУТЕИН стали непосредственными предшественниками новой школы полиграфического мастерства — созданного в 1930 году Московского полиграфического института, сохраняющего традиции «производственного искусства».

Его наследнику — Университету печати  — в 2010 году исполняется 80 лет. Сейчас это уникальный вуз, в котором учатся 7 тысяч студентов; с многоцветными печатными машинами, компьютерами последних моделей;  уникальными возможностями обучения; собственным, единственным в России, Музеем полиграфии.

Всеобщее признание видной роли О.М. Брика в истории отечественной культуры требует издания и переиздания его научных трудов, изучения его творческого наследия в контексте современных достижений в области лингвистики, фоностилистики, теории стиха, теории коммуникации и речевых технологий массмедиа.

Заключительный аккорд международной конференции — в музее университета была открыта выставка «Русский конструктивизм и традиции Московского полиграфического института», представляющая уникальные фотографии из фондов музеев, личного архива И.Ю. Генс-Катанян, а также личные вещи Осипа Брика.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera