Сюжеты

Жить во Вьетнаме, учиться в Бразилии, работать на США

Этот материал вышел в The New York Times (19.02.2010)
ЧитатьЧитать номер
Общество

Роджер КоэнНовая газета

Мой сын Дэниел работает во Вьетнаме: он занимается рекламой пива Budweiser, одного из символов Америки. Хотя Budweiser — один из самых американских брендов на свете, он принадлежит компании Anheuser-Busch InBev, штаб-квартира которой...

Мой сын Дэниел работает во Вьетнаме: он занимается рекламой пива Budweiser, одного из символов Америки. Хотя Budweiser — один из самых американских брендов на свете, он принадлежит компании Anheuser-Busch InBev, штаб-квартира которой находится в Бельгии. Сама компания была создана несколько лет назад в результате слияния бразильской Ambev с бельгийской Interbrew.

Я понимаю, что для первого абзаца информации тут многовато, но таков уж современный мир — спутанная паутина международных корпораций, где даже в национальных символах теперь мало национального. 27-летний Дэниел на месяц отправляется в Бразилию учиться у бразильских маркетологов продавать американское пиво 80 миллионам жителей быстро развивающегося Вьетнама. Он — часть глобального поколения (назовем его Поколение Г).

Существование Поколения Г вселяет надежду на лучшее. Никогда раньше столько молодых людей не понимало проблем, с которыми столкнулся весь мир, не стремилось на личном опыте узнать о них больше и внести свой вклад в создание мира, где царили бы справедливость и равноправие. Виртуальные сообщества в социальных сетях, для которых не существует границ, сильно повлияли на их взгляды.

Бразильско-вьетнамские связи в жизни моего сына — интересная штука. Именно в них — главные возможности для его роста. Дэниел учился в Америке, но если бы, получив свой диплом MBA, он остался в США, то быстро вступил бы в растущие ряды безработных двадцатилетних. Экономический рост, спасающий планету от действительно глобального кризиса 2008 года, происходит почти исключительно в странах второго эшелона: Китае, Вьетнаме, Индии, России, Бразилии, Индонезии и ЮАР. Именно на них теперь сосредоточили силы международные корпорации.

Но политический мир отстает от экономического, и это осложнит жизнь моему сыну и людям его поколения. Мы двигаемся к многополярности, лучше отражающей соотношение сил в XXI веке, но пока мы только в пути. В том, что касается главных «горячих точек» международных отношений — Ирана, палестино-израильского конфликта, Афганистана, КНДР, — Америка все еще задает тон (хотя со все большим трудом), Европа следует за ней, а уже позже звучат другие, зачастую приглушенные голоса.

Лично я выступаю за более многополярный мир. У США просто не хватит ресурсов, чтобы до бесконечности сохранять ключевую роль в поддержании мировой безопасности. Но я помню и то, что в 1914 и 1939 годах мир был многополярным, и это привело к катастрофам. «Берегитесь своих желаний» — полезный принцип во время таких значительных перемен, как нынешние.

Державы, выходящие сейчас на мировую арену, обладают совершенно разными системами ценностей. Это одна из причин, по которой их голоса не всегда слышны. (Другая причина заключается в том, что пока что они всецело сосредоточились на собственном развитии.) Среди них есть авторитарные государства вроде Китая, Вьетнама и России; есть и крупные демократии (старая, среднего возраста, более-менее новая и совсем новая) Индии, Бразилии, ЮАР и Индонезии. Все они в той или иной степени недовольны, что мир контролируется Западом, время которого подходит к концу.

Их объединяет желание расти и развиваться. Многие из этих стран на собственном историческом опыте знакомы с борьбой за свободу (продолжающейся в Иране), за мир (в Израиле и Палестине), за национальное примирение (в Афганистане), за победу над тоталитарной диктатурой (КНДР). То, как развивающиеся державы подойдут к ответственности, которую возлагает на них развитие, кажется мне критически важным. Пока что они отстают от корпораций, связывающих мир тесными узами и опутавших моего сына бразильско-бельгийско-американо-вьетнамской сетью. Но за этот экзотический коктейль я готов выпить.

Присылайте комментарии на адрес: intelligence@nytimes.com

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera