Сюжеты

Уроки Берлиналле

Этот материал вышел в № 18 от 19 февраля 2010 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Лариса Малюковаобозреватель «Новой»

 

В то время как наши спортсмены сдают одну за другой олимпийские высоты, отечественные кинематографисты на юбилейном Берлинском кинофоруме – считай чемпионате мира по кинематографу – удостаиваются высоких наград. Фильм Алексея Попогребского...

В то время как наши спортсмены сдают одну за другой олимпийские высоты, отечественные кинематографисты на юбилейном Берлинском кинофоруме – считай чемпионате мира по кинематографу – удостаиваются высоких наград. Фильм Алексея Попогребского «Как я провел этим летом» увез в Россию трех серебряных медведей. «За выдающиеся достижения в области культуры» отмечена операторская работа Павла Костомарова. Сергей Пуспекалис и Никита Добрыгин  названы лучшими актерами. К слову сказать, конкуренцию им составляли Эван МакГрегор и Пирс Броснан, Стиллан Скарсгард и Жерар Депардье, Бен Стиллер и Джеймс Франко…

Но кто в России знает имя Попогребского? Даже несмотря на недавнюю победу его фильма «Простые вещи» сначала ни «Кинотавре», потом в Карловых Варах. Кто знает имя его соавтора Бориса Хлебникова (его «Скорая помощь» была приглашена на прошлогодний Берлиналле)? Или Павла Костомарова - не только замечательного оператора, но и талантливейшего режиссера-документалиста? Или победителей международных форумов нынешнего года Алексея Мизгирева, Василия Сигарева, Николая Хомерики? Кому вообще интересны российские кинематографисты нового поколения? Глянец о них не пишет. Телевизор про них не рассказывает. Народ про них не слышал. В отличие от фигуристов, теннисистов, футболистов, выступающих - прямо скажем - с разным успехом. Но возможно, именно режиссура «новой волны» сегодня поддерживает реноме страны, в которой наряду со спортом, оказывается, существует и искусство. В частности, кинематограф.

Похоже, об этом не подозревают в правительстве. Потому поддерживают сверху не творческие искания, а непродуманный, вредоносный для авторского кино проект реорганизации киноиндустрии. Одно из главных мировых киноизданий «Variety» в фестивальном выпуске выражает озабоченность по поводу перемен, которые подкашивают «ноги» российского кино. Об этом говорит и фестивальный фаворит Алексей Попогребский (заметим, в рейтинге критиков именно его работа получила самый высокий балл). Он считает, что представители так называемого поколения «Кинотавра-2009», очевидно, будут лишены в ближайшем будущем возможности осуществить новые проекты. По его мнению, единственная надежда авторского кино – копродукция. Значит, снова Европа нам поможет. И это так. Сегодня в рамках копродукции уже работают Алексей Балабанов и Андрей Звягинцев (оба с CineMart Rotterdam). Сам Алексей Попогребский, видимо, следующую картину снимет в Британии. В его планах создать очередную универсальную историю.

Копродукция – это, конечно, прекрасно. Российское кино слишком долго страдало болезнью изоляционизма, это одна из причин его неконвертируемости на Западе. Но важно понимать, что копродукция должна формироваться в силу творческой необходимости, а не исключительно по материальным соображениям. Не дают денег на родине? Будем снимать в Баварии с немецкими артистами. Выходит снова по-нашему. Вроде хотели «зачать» крупномасштабный патриотический проект. Побольше ценностных фильмов «про главное», чтобы про новую Россию узнали во всем мире. А получилось «как всегда» - вновь самых перспективных, одаренных, молодых, востребованных – выталкиваем на Запад, как в советские времена. Выходит, очередные нововведения и есть настоящая антипатриотическая кампания, влекущая запрет на профессию, подножка отечественному авторскому кино?

Вот что еще любопытно: отчего-то никто не замечает, что на протяжении всех лет, пока российское игровое кино не могло пробиться на «Берлиналле», из года в год честь страны на международном форуме отстаивали аниматоры. Вот и на нынешнем смотре в конкурсе Generation две наших картины - Марины Карповой и Натальи Мирзоян. А до них были фильмы Марии Муат, Сергея Меринова, Инги Коржневой. Фильм Степана Коваля удостоился «Серебряного Медведя». Ими бы гордиться, фильмы детям показывать по телевизору. Между тем, отечественная анимация в новых условиях финансирования поставлена на грань выживания. Об этом отчаянном положении российские аниматоры пишут в открытом обращении к Медведеву и Путину. Катастрофическое сокращение финансирования они называют смертельным приговором для мультипликации.

Какие еще уроки преподнес нам юбилейный кинофорум? Неангажированность судейства. Для нас задачка – не по зубам. На последнем ММКФ главными наградами были отмечены все три отечественных участника конкурса. Вернер Херцог как-то удержался, не выдвинул в фавориты немецкие фильмы. Гран-при известного своей политизированностью фестиваля отдан тишайшему турецкому арт-хаузу «Мед». Это последняя часть автобиографической трилогии режиссера Семиха Капланоглу. О трудном диалоге шестилетнего мальчугана Юсуфа с огромным непостижимым миром. Юсуф страдает дислексией. Поэтому они с отцом доверительно шепчут друг другу «на ухо». С помощью отца Юсуф постигает язык людей и язык природы. Когда отец исчезнет в лесу, Юсуф уйдет из деревни… чтобы восстановить трагически разорвавшуюся связь с вселенной.

Жюри Берлиналле под руководством Вернера Херцога отважилось отметить и опального режиссера Романа Поланского, которому правосудие не позволило принять участие в форуме.

Но прежде всего, Берлиналле - лучший из примеров организации фестиваля класса «А». На время смотра столица Германии совершенно кинофицируется. Речь не только об афишах и билбордах. Помимо целого кинорайона на Потсдамер-Платц – сердца фестиваля - его обширная программа разбросана по многим кинотеатрам города от востока до запада. В вагонах метро на мониторах сообщается о фильмах, гостях, сеансах.

Берлиналле – значимое культурное событие в жизни Германии. Один из фестивальных вечеров был посвящен восстановлению обнаруженной в Аргентине полной версии шедевра Фрица Ланга «Метрополис». Для истории кино эта находка сродни археологическим открытиям Шлимана. И вот представьте себе площадь у Брандербургских ворот. Тех самых, через которые в город возвращались победители и побежденные в исторических битвах. На вратах огромный экран. Берлинцы и участники фестиваля в пледах, с термосами, сидя на переносных стульчиках или, пританцовывая от холода, смотрят немое черно-белое кино, снятое более 80-ти лет назад. Полная авторская версия длится два с половиной часа. Параллельно картина демонстрируется в концертном зале «Фридрихштатс-палас» в сопровождении филармонического оркестра. И в то же самое время фильм транслируется по одному из главных телевизионных каналов. А после показа до поздней ночи – обсуждение найденного шедевра с участием историков и киноведов. Возможно ли такое в России, для которой фестиваль - событие едва ли заметное. Вот и по поводу проведения ближайшего Московского фестиваля приказа до сих пор нет. Значит, снова будет все «на скорую руку». Ну а что вы хотели, ведь это всего лишь «кино в Москве». Не спортивные состязания Сочи...

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera