Сюжеты

Прекрасная стрипность

Этот материал вышел в The New York Times (26.02.2010)
ЧитатьЧитать номер
Общество

Актриса Мэрил Стрип в 16 раз номинирована на премию «Оскар». В этот раз — за лучшую женскую роль в фильме «Джули и Джулия». Номинация кажется и вполне заслуженной, и несколько излишней. Конечно, ее номинируют, думали все! Как же без этого?...

Актриса Мэрил Стрип в 16 раз номинирована на премию «Оскар». В этот раз  — за лучшую женскую роль в фильме «Джули и Джулия». Номинация кажется и вполне заслуженной, и несколько излишней. Конечно, ее номинируют, думали все! Как же без этого?

Не будет большим преувеличением сказать, что сезон премий без Мэрил Стрип невозможен. С 1979 года, когда актриса получила «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана в «Охотнике на оленей», она приняла участие примерно в половине церемоний. В 1980 году Мэрил Стрип была номинирована  за свою роль в фильме «Крамер против Крамера», а в 2003 году— за фильм «Адаптация». Эти три номинации за роль второго плана — лишь дополнительные штрихи к 13 за лучшую женскую роль. Эту премию она получила со второго раза в 1983 году за фильм «Выбор Софи».

С тех пор прошло больше четверти века, и Стрип уже давно пора получить третью статуэтку. Со времени ее последнего «Оскара» премия доставалась Гвинет Пэлтроу, Хилари Суонк (дважды) и многим другим, более молодым актрисам. 60-летняя Стрип была терпеливым свидетелем многих церемоний, и ее не раз обходили вниманием.

Можно ли утверждать, что она не получила достаточного призвания? Это неважно. И без того ясно: Мэрил Стрип — лучшая киноактриса в мире.

Вместе с тем она, несомненно, еще и кинозвезда. «Дьявол носит Prada», «Мамма Миа!», «Джули и Джулия», «Простые сложности» —эти фильмы стали хитами, и есть все основания считать, что причиной тому — участие в них Мэрил Стрип.
Анализируя ее работы, можно заметить постепенное смягчение ее образа без урона для мастерства. Фильмы, придавшие Стрип авторитет на экране, были отмечены тяжелыми темами и темными тонами: Вьетнам, развод, Холокост, пропавшие дети, угроза ядерной войны. Ее фильмография 80-х годов — антология нешуточных, серьезных киноамбиций.

Стрип — мрачная, сосредоточенная на нюансах каждой роли, делающая каждый жест воплощением актерского мастерства — была не только звездой «оскароносных» фильмов 80-х, но и самым узнаваемым олицетворением их эстетики.

При этом нельзя сказать, что актриса была одинаковой. Напротив, в те годы ее главной отличительной чертой было умение слиться с ролью. Она овладела акцентами поразительного количества регионов и стран: западной Пенсильвании в «Охотнике на оленей», Оклахомы в «Силквуде», Польши в «Выборе Софи», Австралии в «Крике в темноте», Кении (с датским оттенком) в «Из Африки». Ее характер и внешность были столь же переменчивы, как ее голос. Она могла быть загадочной, суровой, израненной, мужеподобной, грациозной и аристократичной.

Но было бы неверно сказать, что актриса растворялась в своих ролях. Скорее она использовала частные особенности персонажей, чтобы показать некий существенный аспект самой себя, неописуемую, но легко узнаваемая «стрипность». В одном из немногих отрицательных отзывов об этом неуловимом качестве Полин Кэл в рецензии на «Выбор Софи» предположила, что Стрип слишком расчетлива, чтобы играть действительно непосредственных, человечных персонажей. «Быть может, в своем стремлении быть честной актрисой, — размышляет Кэл, — она не позволяет ничему выйти за рамки своего понимания роли».

Зачастую, впрочем, такая тщательность шла во благо. Она придавала смутно задуманным, неровно снятым фильмам (вроде «Выбора Софи» и «Из Африки») дисциплину и четкость, которой им не хватало.

Однако начиная с таких фильмов как «Дьяволица» и «Открытки с края света», в игре Стрип появляется что-то легкое, шаловливое. За последние 10 лет расцвела именно эта сторона ее таланта. В сочетании осанки, голоса, безжалостного напора и непреодолимой «радости жизни», joie de vivre, которые понадобились Стрип для роли Джулии Чайлд, есть что-то почти сверхъестественное.

Однако Джулия Чайлд в исполнении Стрип — не более, чем роль. Мы не можем забыть о том, что смотрим на Мэрил Стрип, вселившуюся в версию Джулии Чайлд, и именно наше знакомство с Стрип придает ее интерпретации Чайлд правдоподобия и живости.

Гений Джулии Чайлд состоял в раскрытии тайны своего искусства, в ее уверениях, что любой может готовить так же, как она. Стрип делает что-то подобное. Не то, чтобы все мы могли играть с таким безупречным мастерством, как она. Нам не дано быть Мэрил Стрип. И все же, кем бы она не притворялась, с каким искусным расчетом и безупречным умением она бы не была собой, мы не можем отделаться от ощущения, что она — одна из нас.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera