Сюжеты

Почему бы «Гунвору» не купить «Роснефть»?

Приватизация госсобственности в пользу реальных владельцев офшорных компаний откроет дорогу для настоящей амнистии капиталов

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 20 от 26 февраля 2010 г.
ЧитатьЧитать номер
Экономика

Алексей Полухиншеф-редактор

Правительство умудрилось провалить план приватизации. «Умудрилось» потому, что планировалось продать госсобственности на 12 млрд руб. Для страны, где 60% активов так или иначе контролируются государством, а в бюджете ощутимый дефицит, это...

Правительство умудрилось провалить план приватизации. «Умудрилось» потому, что планировалось продать госсобственности на 12 млрд руб. Для страны, где 60% активов так или иначе контролируются государством, а в бюджете ощутимый дефицит, это меньше, чем копейки. Однако продать удалось менее чем на 2 млрд руб., то есть в шесть с лишним раз меньше плана.

Проблема в том, что приватизация в России никогда не была и едва ли когда будет процессом продажи активов. Она всегда была и остается процессом распределения активов согласованным собственникам по согласованным ценам. Это, конечно, плохо, но это факт. И относиться к нему приходится именно так. Закон всемирного тяготения, к примеру, мешает нам летать. Но люди придумали возможность обойти этот закон, создавая самолеты. Я хочу предложить конструкцию «приватизационного самолета».

Задача формулируется просто: найти будущих собственников, которые милы сердцу высших руководителей нашей страны и при этом располагают финансовыми возможностями, достаточными для того, чтобы купить лучшие государственные активы по ценам, близким к рыночным.

Я говорю «лучшие», потому что убыточные активы неинтересны с точки зрения бизнеса, и кроме того, всякая мелочь, и даже середняк, реально контролируется не федеральными, а региональными чиновниками, которые, что бы кто ни говорил про вертикаль, в этих вопросах не подчиняются высшему начальству, зато имеют свой корыстный интерес. Их продажа — дело трудоемкое и не слишком денежное. Куда выгоднее сосредоточиться именно на «национальных чемпионах», которые и стоят дорого, и контролируются напрямую.

Кто в этой ситуации может быть покупателем? Национальный крупный бизнес — возможно, в ограниченных масштабах. Потому что он и чувствует себя не очень хорошо в связи с кризисом, и по политическим соображениям устраивает власть не вполне. Да и эффективность частных крупных собственников вызывает вполне обоснованные вопросы. Чего стоит разнос, учиненный намедни премьером владельцам крупнейших энергетических компаний, «проевших» десятки миллиардов рублей, которые планировали инвестировать в развитие собственных производств (см. соседнюю заметку на полосе).

Иностранный крупный бизнес имеет и деньги, и желание, но его тут не очень ждут и, более того, выдавливают в пользу тех самых государственных компаний. Вспомните хотя бы истории с Ковыктой или «Сахалином-2».

Но есть в нашей экономике «третья сила» — офшорный бизнес, связанный с политической элитой. Самый яркий и звучный его представитель — «Гунвор», трейдер, при посредничестве которого, по некоторым оценкам, экспортируется около 40% российской нефти. Страшно подумать, какие деньги он накопил за последние десять лет. Куда интереснее подумать, как использовать эти деньги на благо родины.

А почему бы тому же «Гунвору» не купить «Роснефть»? Хотя бы блок-пакет, для пробы. Бюджету — очевидная прибыль, исчисляемая миллиардами долларов, заработанных на обслуживании операций той же «Роснефти». Владельцам же «Гунвора» — что общеизвестным, что предполагаемым — самый золотой парашют в истории человечества.

Это, кстати, побочный эффект, который превысит сами финансовые результаты приватизации. Если те, кого нельзя называть (и не надо, поскольку офшорное законодательство этого и не требует), превратятся из операторов и бенефициаров финансовых потоков в реальных собственников российских активов, то высшая политическая элита будет прямо заинтересована в легитимации итогов приватизации. Да, это приватизация «второй волны», но для института частной собственности не важны эти детали. Важен принцип.

«Приватизационный самолет» будет летать только при условии полной амнистии капиталов. Под эту сурдинку в страну можно будет вернуть не только чиновничьи деньги, но и прибыли частного капитала, которые оседают в офшорах по принципу «что бы ни вышло, а я в домике». Если политическая элита даст гарантии себе, она будет вынуждена дать их всем остальным. А заработать в России можно несравнимо больше, чем на Западе.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera