Сюжеты

«Новый бюджетный сектор»: незамеченный паразит

Этот материал вышел в № 20 от 26 февраля 2010 г.
ЧитатьЧитать номер
Экономика

Михаил ДелягинНовая газета

 

Почему с 1 января 2010 года, в среднем на четверть повысив пенсии, не проиндексировали зарплату бюджетникам? Не только потому, что официальная инфляция низка, а идущие на выборы под влиянием прямого административного давления и страха (в...

Почему с 1 января 2010 года, в среднем на четверть повысив пенсии, не проиндексировали зарплату бюджетникам? Не только потому, что официальная инфляция низка, а идущие на выборы под влиянием прямого административного давления и страха (в отличие от пенсионеров) бюджетники сделают все, что надо, и без подкупа.

Все дело в том, что в России сложился значительный слой «новых бюджетников» - и пряники во все большей степени достаются теперь уже им.

Традиционный взгляд на структуру неразвитых экономик выделяет в них два ключевых сектора: экспортный и ориентированный на внутренний рынок. Если в силу каких-то причин (для России это в первую очередь незащищенность собственности и чрезмерная, беспрецедентная открытость перед непосильной для производителей глобальной конкуренцией) капитал не перетекает из первого сектора во второй, развивая его, - разрыв между ними постепенно становится непреодолимым.

Обладая качественно более высокой рентабельностью, экспортный сектор неизменно выигрывает у работающего на внутренний рынок конкуренцию за все виды ресурсов – от финансовых до лоббистских – и обрекает его довольствоваться «объедками с барского стола». В результате развитие концентрируется в экспортном секторе, а работающие на внутренний рынок производства становятся «территорией деградации».

Конечно, надо учитывать нюансы: например, экспортный сектор включает в себя не только экспортеров, но и всю часть экономики, получающую от них (в том числе через вторые и третьи руки) свою долю экспортной выручки. Так, сетевая торговля, ориентированная на «средний класс» крупных городов, - часть экспортного сектора.

Однако разделение на два сектора очевидно даже географически, что выражается, среди прочего, чудным термином «Замкадье».

Это разделение разрывает Россию надвое, становится источником сильнейшей социальной напряженности и клановой борьбы, которые, в свою очередь, блокируют общенациональное развитие и разрушают конкурентоспособность страны. Единственный выбор, который существует в рамках этой модели, - между латиноамериканским «бегом по замкнутому кругу» и африканской деградацией.

Увы, жизнь не стоит на месте и преподносит нам все новые радости.

Социальные реформы 2000-х годов: пенсионная, жилищная, образования, здравоохранения, «монетизация льгот», - создали еще один исключительно интересный, «бюджетный» сектор российской экономики. Вошедшие в этот сектор предприятия благодаря указанным реформам получили возможность, по сути дела, паразитировать на разнообразных финансовых потоках – либо бюджета, либо частных, но направляемых к ним государством. То, что данные предприятия в целом ряде случаев были прямо связаны с реформаторами (классический пример дала реформа здравоохранения), иллюстрирует цель создания этого сектора вполне убедительно, но для нас важнее другое: этот сектор изначально является паразитическим.

Он получает возможность извлекать прибыль не из собственных усилий, но из действий государства в его интересах. О том, что сутью развития фармацевтики стало не продвижение лекарств, а попадание в программу «дополнительного лекарственного обеспечения» не писал за последние годы только ленивый. Пенсионная реформа сконцентрировала потоки пенсионных взносов и передала их игрокам фондового рынка, снимающих свою маржу и с убыточных операций. Реформа образования изначально была направлена на передачу вузам в виде платы за обучение 1 млрд.долл. в год, ранее уплачиваемых родителями репетиторам; введение ЕГЭ переориентировало еще и значительную часть взяток за поступление от преподавателей к чиновникам от образования. Реформа электроэнергетики, насколько можно судить по последствиям ряда аварий, снизив надежность энергообеспечения, сняла с энергетиков реальную ответственность за состояние отрасли и повысила их доходы.

«Новый бюджетный сектор» неоднороден и состоит из нескольких типов коммерческих структур. Помимо указанных «паразитов», к нему стоит отнести бюджетных подрядчиков, в первую очередь строителей, а также компании, предельные цены на продукцию которых устанавливает государство. Это естественные монополии (включая почту и ЖКХ) и общественный городской транспорт.

Повышая тарифы на их услуги без обеспечения их финансовой прозрачности, государство тем самым обогащает их или покрывает их бесхозяйственность за счет общества – явно (как энергетиков, газовиков и железнодорожников) или скрыто (как официально убыточных коммунальщиков и представителей городского транспорта). Потакание злоупотреблению монопольным положением оборачивается узаконенным грабежом естественными монополистами всех остальных предприятий и граждан России. Не говоря уже о том, что рост чрезмерный рост тарифов означает и излишние бюджетные расходы.

Наконец, частью «нового бюджетного сектора» являются многие фирмы, выполняющие исследования для бюджетных организаций, особенно в гуманитарных сферах. При вполне очевидных и наглядных результатах (напоминающих их полное отсутствие) и разговорах ученых об откатах в 60-80% бюджет часто демонстрирует трогательную заботу о них. Так, в 2010 году при сокращении расходов на образование в номинальном выражении на 3.5%, расходы на прикладные исследования в этой сфере выросли на более чем в полтора раза: на 56,7%.

Существование «нового бюджетного сектора» уже давно разорвало связь между увеличением бюджетного финансирования чего бы то ни было (включая здравоохранение, образование, науку, строительство автодорог, закупку военной техники) и состоянием соответствующих сфер общественной жизни.

Таким образом, «новый бюджетный сектор» является ключевым элементом российской экономики, без учета интересов которого просто не может разрабатываться никакая государственная политика.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera