Сюжеты

Искусство шептунов

Полемика с переходом на личности

Этот материал вышел в № 20 от 26 февраля 2010 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Неожиданная остановка посреди фразы концертного исполнения симфонического произведения на сцене Большого зала московской консерватории - событие чрезвычайное. Такое приводит в состояние шока и публику в зале, и музыкантов оркестра, а...

Георгий КАРЕТНИКОВ


Неожиданная остановка посреди фразы концертного исполнения симфонического произведения на сцене Большого зала московской консерватории - событие чрезвычайное.

Такое приводит в состояние шока и публику в зале, и музыкантов оркестра, а солиста выключает из творческого состояния очень надолго.

Маэстро жестом попытался «завести» музыку. Его, однако, не поняли в группе кларнетов… Продолжить не получалось. По второму заходу не свою тему вспомнил и подыграл концертмейстер виолончелей. Дирижёр «заработал» увереннее, ситуация выправилась к концу, где был апофеоз, необычно громкий финал, крики «браво» и обязательные поздравления за сценой. В опустевшем зале по портрету гениального автора катилась «невидимая миру» слеза…

Вообще-то, с этим Государственным Академическим и «грантодержательным» оркестром такое случалось и раньше, ещё в советские времена. Я сам отправлял «в корзину» запись, сделанную на магнитной плёнке для музыкального телерадиовещания, не имея на фонограмме монтажных «заплаток». Тогда «собак вешали» на отдельных «слабаков», евреев и «вредителей». Их находили, наказывали, выдавливали из оркестра. На последнем международном конкурсе им. Чайковского этот же коллектив не смог справиться с классической партитурой. Солист-участник был вынужден менять заявленное произведение на сочинение другого автора. Шоковое впечатление для конкурсанта на всю жизнь.

А вот телеэпизод про то, как на той же сцене, репетируя оперу под телекамерами, маэстро другого «грантодержательного» гос. симф. оркестра, так грубо объяснял музыканту свою эстетическую позицию, что руководству профильного телеканала после проскочившего в эфир сквернословия пришлось писать извинительное послание автору музыкальной композиции.

Дело здесь не только в маэстро. Давний и системный кризис достался Москве, России и публике от пороков в практике именно назначений руководителями оркестров и - от вконец деформированной ещё советской системы высшего музыкального образования. И вот: «национальный», «государственный», «малый», «большой», «академический», «президентский», «филармонический» … Кто заинтересован в этой симфонической чехарде? Навсегда назначенные ещё при «совке» и позднее новые неприкасаемые, сильно «любящие» друг друга? Жонглируя понятиями «культура» и «национальное достояние», они, по сути, не пытаются и, естественно, не хотят решать проблему, сами себя загоняя в тупик. Столичная оркестровая «многоголосица», существующая объективно и всегда в едином композиторском пространстве, сегодня особенно обременительна для госбюджета.

Болезнь прогрессирует. Диагноз известен и понятен. Как лечить, знает ли власть? С врачами туго? Симфоническую музыку, однако, им всё равно иногда достаётся слушать. Теперь, правда, не из правительственной ложи за занавеской, а из 6-го ряда в партере БЗК, например. На международном конкурсе. Или в Колонном зале Дома Союзов… И очень важно, чтобы к главному Хирургу страны на соседние места были непременно допущены и подсажены популярные народные любимцы, которые снимая, конечно же, для себя сливки с ситуации, приватно в паузах и «на телекамеры» должны бы советовать и подсказывать Светилу, по какому волокну и куда направить скальпель, чтобы смерть больного не стала неожиданной, стремительной и зримой. Один из таких «подсадных» в итоге получает, естественно, в пожизненное пользование должность руководителя очередного в Москве гос. симф. оркестра и тут же перехватывает у коллеги–дирижёра бренд «национальный». А тот в свой черёд и удачный момент шепчет нужное Хирургу и получает для своего частно-национального коллектива статус «государственный», собственное назначение и, естественно, подсаживается с новым оркестром из 100 бесправных и беззащитных артистов на шеи налогоплательщиков. Теперь в Москве среди многих государственных симфонических ещё и два «национальных». Понять бы только, по каким нац. признакам и принципам они организованы или хотя бы разнятся и чем, например, отличается «симфонический академический» от «большого симфонического академического». Он меньше по оркестровым голосам в партитурах из того самого объективного для всех авторского пространства? Или не так громко в нём играют Малера такие же 100 академиков?..

А Хирург, после одного из редких личных посещений симфонического концерта скажет в артистической дирижёру и на гостелекамеру: «Своеобразная у Вас манера дирижирования!». Так пугающе тонко скажет, с глубоким знанием предмета и проблем! Всего-то! И теперь сосед по партеру - публичный любимец и композитор услышит свой новый симфонический опус в концертном исполнении на оркестровом фестивале, где, как правило, исполняются лишь гениальные шедевры мировой классики, а зарубежные дирижёры «работают», не глядя в партитуры, без дырок в музыке и не позорясь.

Такая вот давняя коррупционно-круговая тенденция в развитии от Советов до нынешних кризисных времён с незарастающей дырой в госбюджете и по меньшей мере десятью гос. симф.оркестрами (не считая камерных!) в одной только Москве.

Снова (в который уж раз?!) в проекте «Бетховен навсегда» я предложил Президенту и Председателю правительства РФ выход из московско-симфонического государственного маразма. До них, убедился, не «доводят». Или утаивают? Министерство культуры в советском стиле сопротивляется насмерть, запускает и вертит предложенное в своём же запертом пространстве круговой поруки. Профильный замминистра избегает встречи, а через порученцев зовёт меня посотрудничать экспертом в оценочную комиссию, которой «дирижируют» назначенные министерством же маэстро. По-советски не изящно, не смело и беспомощно. Никак не хотят чиновники  грамотно, с колоссальной перспективой для искусства и государства, максимально экономно и даже с прибылью, чисто, честно и публично провести две недели с московскими государственными оркестрами в Колонном зале Дома Союзов, например. В рамках хотя бы того самого транжирно-показушного ежегодного Фестиваля симфонических оркестров мира, что патронировался прежним Президентом РФ и всё ещё курируется советником по культуре нынешнего главы государства. Чего-то ждут и хотят? Придумывают своё решение? Или не могут? На проблеме «зависает» теперь уже пятый министр. Похоже, и от него держат в секрете.

Где-то там, за пределами России всё ищут убийц классической музыки. У нас же они и не скрываются. Назначенные навсегда, они под прикрытием и защитой советников-порученцев при власти, чиновников-недоумков, да своих старорежимных девальвированных и уже давно малопочётных т.н. «примочек»: «заслуженный», «народный». А теперь и орденов всяких достоинств и степеней, что быстро падают в цене после каждой массовой ежегодной их раздачи «по случаю» праздника единения. Очень почётно, важно и ценно теперь лишь то особое место в партере рядом с телом и близкое ухо (тела) для личной просьбы шёпотом в редких и предельно коротких паузах и антрактах. Но, успевают же!

А гениальное наследие Людвига ван Бетховена (все 9 симфоний, все сочинения для солистов с оркестром), полностью и словно по воле Господа, вопреки чиновничьему сопротивлению, вертикально-круговой поруке и коррупции, давно готово стать и быть главным помощником в необходимом (мировая практика!) направлении к современному решению важной экологической и организационно-творческой задачи в искусстве. Классика, как максимально дешёвый способ и средство по выходу хотя бы только из симфонического московско-российского кризиса! На мой взгляд, это ещё и исключительно красиво, как ни взгляни.

Цель предложенного проекта:

1.Решение вопросов необходимого финансирования столичных государственных симфонических оркестров.

2.Повышение художественно-исполнительского уровня. Совершенствование концертной деятельности и филармонической работы.

3. Предельное ускорение сверхактуальной профильной законодательной инициативы.

4.Максимальное приближение работы российских симфонических коллективов к практике принятой и действующей во всех цивилизованных странах мира (контрактно-договорная система - «оркестр-артист-дирижёр»).

Полтора года назад, даже не догадываясь о мировых и российских финансово-экономических бедах, я предложил руководителям ВГТРК реализовать проект и провести совместный с министерством Культуры фестиваль-аттестацию ещё и в режиме теле – радио - интерактива. Это очень важно, когда неприкасаемые и заинтересованные будто прячутся за вопрос: «А судьи кто?». Не ответили и эти назначенцы. Молчат до сих пор.

Круговая порука во всё ещё советской системной культуре, административная чиновничья беспомощность и некомпетентность в искусстве, чванство, фальшивые комплименты и лицемерие во всех углах и закоулках, жадность, лесть и беспредельный нынешний цинизм на всяком властном уровне. А тут Бетховен с Шиллером. И Президент РФ со своим посланием Федеральному Собранию и с антикризисными мерами, которые надо хотя бы начать! Да и председатель правительства теперь – с указаниями ведомствам об «оптимизации расходов». Разговоров-то, разговоров..!! Совсем некстати мешаем мы шептунам и назначенцам, советникам и порученцам громко жевать возле российской госкормушки. Не вежливо как-то.

Если всякий раз в начале этих изобразительных набросков не слишком отчётливо просматривались (проглядывали) известные многим (почти всем, пожалуй) персонажи, фигуранты и ситуации, то не только для художественного эффекта. Ещё и из необходимости сохранения общезначимого и нужного качественного симфонического исполнительского процесса. Для максимально объективных дальнейших оценок и впечатлений при проведении и в итоге предлагаемого фестиваля-аттестации. Однако я не судья и судить не стану. Хотя знаю в мире и в своей стране независимых, творчески свободных, ничем не повязанных с властью, безупречных во всём и для всех таких Магистров. Сегодня я всего лишь и всё ещё, надеясь и веря в здравый смысл, делюсь продуманным, прожитым и пережитым. И совсем не напрягаю память. Она хранит и эти замечательные фигуры, и другие, во многом с ними схожие и от них отличные. Здесь же эскизно отобразились: (по алфавиту) М. Горенштейн (гос.оркестр им.Светланова), М. Плетнёв (Российский нац.оркестр), В. Путин (правительство РФ), А. Рыбников (композитор), В. Спиваков (нац.оркестр России), В. Федосеев (БСО им.Чайковского)… Но слезу, что мир и зал быть может уже забыли, я вспоминаю всегда особенно ярко и пронзительно. Она в той убийственной паузе и тишине, когда маэстро вдруг запнулся и остановил музыку. Она точно там. На портрете гениального Мусоргского. Увидеть можно и сейчас. Если пристальнее вглядеться. Не высохла ещё.

Проект – предложение

ВГТРК «Радио России» радио «Культура»
Телеканал «Культура»
совместно с Министерством культуры РФ

«БЕТХОВЕН НАВСЕГДА
(1770 – 2010 …)

ФЕСТИВАЛЬ
московских государственных симфонических коллективов

Время проведения (ориентировочно) -  декабрь 2010 года (14 дней )

Место эфира, записи и съёмок – 5-я (концертная) студия ВГТРК, ТРК «Культура» или Колонный зал Дома союзов,
Большой зал московской консерватории -заключительный концерт (или весь фестиваль в Большом зале консерватории)

Участники проекта – Восемь государственных (московских) симфонических оркестров (обязательно):

1. Государственный академический симфонический оркестр России
2. Государственный Большой симфонический оркестр имени П.И.Чайковского
3. Государственный симфонический оркестр «Новая Россия»
4. Симфонический оркестр московской  гос. Академической филармонии
5. Симфонический оркестр государственной «Симфонической капеллы»
6. Национальный российский филармонический симфонический оркестр (НРФСО)
7. Российский национальный симфонический оркестр (РНСО)
8. Государственный симфонический оркестр кинематографии
 
Исполнители в концертах фестиваля:

Академический большой хор (Фантазия, 9-я симфония) – заключ. концерт
Пианист (два) – солисты в 5-ти фортепьянных Концертах, Фантазии (или Рондо), тройном Концерте
Скрипач (один) – солист в  скрипичном и тройном Концертах
Виолончелист (один) – солист в тройном Концерте
Сопрано (одно) – солистка в 8-ми произведениях с оркестром
Сопрано, меццо-сопрано, тенор, баритон (бас) – солисты в 9-й симфонии


За десять дней до открытия Фестиваля:

1. Каждый из перечисленных коллективов сразу после жеребьёвки получает для работы и исполнения в 1-ом отделении своего выступления на фестивале одну из ВОСЬМИ партитур симфоний Л. Ван Бетховена, кроме Девятой, (последнего издания без помарок и пометок).

2. Каждый из перечисленных коллективов после и в результате жеребьёвки получает для работы с солистом-инструменталистом и для исполнения на фестивале одну из ВОСЬМИ партитур аккомпанементов сочинений Людвига ван Бетховена последнего издания (без помарок и пометок).

В день выступления:

Каждый из перечисленных коллективов в антракте своего концертного выступления на фестивале для предварительного и оперативно-краткого ознакомления и короткой репетиции (20-30 минут) получает (по жеребьёвке):

1. партитуру и оркестровые голоса (без помарок и пометок) произведения другого композитора-классика.

2. партитуру и оркестровые голоса короткого (3-5 минут) аккомпанемента солисту-вокалисту.

Названия этих произведений и имена их авторов не разглашаются до результата каждой жеребьёвки.


На фестивале, во время его ПУБЛИЧНОГО и открытого для зрителей и публики в концертной студии, для радиослушателей и телезрителей (интерактив), проведения, работает профессиональное международное жюри (группа экспертов). Имена членов жюри (экспертов) не разглашаются и нигде не публикуются

Для работы в жюри (группу экспертов) этого фестиваля не привлекаются дирижёры любого профиля и из любой географии и страны, а также концертирующие солисты и музыканты-исполнители.

Авторитет, творческий и профессиональный уровень каждого эксперта (члена жюри) этого фестиваля, тем не менее, максимально и объективно находится над уровнем только оценки работы дирижёра, в т.ч. оценки и по параметрам техники дирижирования, а также и тем более, - над уровнем оценок по принципу личных пристрастий симпатий и связей. Он (авторитет) просто не вызывает сегодня и не вызовет ни у кого малейших сомнений и даже в итоге - публичного отторжения.

Сочинения и названия произведений для исполнения оркестрами во втором отделении каждого концертного выступления определяются только на жеребьёвке в антракте.

Жюри не собирается для обсуждений каждой (из восьми) исполненной коллективами программы и не «заседает» для «подведения итогов» фестиваля.

Каждый из членов жюри в последний вечер после последнего 8-го концертного выступления коллектива сразу и лично сообщает министру культуры РФ, либо доверенному лицу свой порядок чисел в рейтинге 8-ми коллективов – участников фестиваля.


Последняя симфония – «Девятая» Людвига ван Бетховена для оркестра, хора и солистов, к общему удовлетворению и «к радости» естественно и достойно завершает фестиваль «Бетховен навсегда» и исполняется коллективом с порядковым номером «1» через 2-3 дня в 5-й студии ТК «Культура», а ещё лучше, - в Большом зале московской государственной консерватории.


Время целевых президентских Грантов лишь для некоторых государственных московских симфонических оркестров, увы, не бесконечно.

Московский симфонический кризис, коллективная нищета в большинстве московских коллективов, диктаты руководителей назначенцев и вмешательства жён дирижёров в художественно-творческий процесс, профанации, «подсадки» и обман публики, чванство чиновников, личные интересы и, как следствие, низкий оркестрово-исполнительский уровень, увы, всё ПРОДОЛЖАЮТСЯ!

После проведения фестиваля «Бетховен навсегда», уверен, закончится время дирижёров–назначенцев в Москве и России и откроются новые цивилизованные современные организационные и концертные перспективы.

Не «Оркестр-министр» (как раньше), но «ОРКЕСТР-ДИРИЖЁР» - суть и необходимость в России контрактной системы и современных производственно – творческих отношений, подобно существующим и проверенным временем в мировой коллективной исполнительской практике. Фестиваль (результат его) откроет возможность и путь для работы в необходимом направлении.

Президенту, Правительству, Министерству культуры РФ в настоящем проекте предлагается мягкий, красивый, нужный слушателям в концертных залах, в т.ч. – государственным радио- и телевещателям, выход из постсоветского оркестрово-симфонического застоя.

Министр культуры и средств массовых коммуникаций Российской Федерации предлагает или рекомендует названным выше государственным коллективам  принять участие в фестивале «Бетховен навсегда».

19 полных сочинений Л. ван Бетховена: все его симфонии, инструментальные Концерты и Фантазия, помимо сочинений других авторов из второй половины каждого из 8-ми концертов-прослушиваний, качественно записываются и снимаются для РВ и ТВ и издаются на CD и DVD в результате и в итоге проведения предлагаемого ФЕСТИВАЛЯ.

Положительный эффект для дальнейшей качественной работы государственных московских симфонических коллективов и в целом - для российского музыкального исполнительского искусства представляется бесспорным.


Поскольку фестиваль государственных московских симфонических оркестров «Бетховен навсегда» не является конкурсом дирижёров, в форс-мажорных случаях и любых иных обстоятельствах главный дирижёр - художественный руководитель и художественный Совет каждого коллектива-участника вправе привлекать к исполнению обязательно всей программы любого маэстро «со стороны».

Выступление одного дирижёра в 7-ми других концертах фестиваля «Бетховен навсегда» не допускается.

Участие в фестивале московских не бюджетных и не государственных симфонических коллективов возможно и допускается только в случае неучастия в этом конкурсе – прослушивании государственных коллективов.


Евгений Светланов: «Я двумя руками за подобный фестиваль и вижу в этом форму действительной поддержки государством лучших. В результате станут решаться проблемы достойного финансирования коллективов, и главное, - качества исполнения…» (На открытом собрании коллектива Гос. Симфонического оркестра России. Москва, БЗК,1998)

Владимир Федосеев: «Поддерживаю идею фестиваля симфонических оркестров в Москве. Давно об этом думаю». (Из интервью в прямом эфире радиостанции «Орфей». Москва, 1999 год)


На возможные вопросы: «кто эксперты (судьи?)», «кто солисты?» и «что в партитурах второго отделения?» отвечу и назову Министру, либо его доверенному лицу. И эксперты есть, и партитуры сочинений и превосходные солисты-исполнители для второго отделения всех 8-ми прослушиваний определены и готовы.

Чистая и благородная «бетховенская» идея должна и может быть с пользой реализована в Москве и для России в соответствии с требованиями нового времени и самым достойным образом.

Поэтому-то сегодня для пользы дела всю максимально подробную информацию об экспертной группе и о 2-й части концертных программ фестиваля, и о солистах приходится оберегать и держать в секрете даже от гениальных и многих заинтересованных, согласных и протестующих и сохранять до нужной поры.

Буду благодарен и признателен всем за добрые мысли, деловые советы, рекомендации и помощь в осуществлении задуманного.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera