СюжетыПолитика

Явки сделаны, господа!

Оспаривать итоги выборов бесполезно, что бы ни говорил президент. Потому что суды не замечают очевидного

Этот материал вышел в номере № 22 от 3 марта 2010 г.
Читать
Явки сделаны, господа!
Фото: «Новая газета»
Президент Медведев сказал, что выборы в целом верно отражают расстановку политических сил в стране и предложил огульно не обвинять избирательную систему. Если что — пожалуйста, в суд. Накануне мартовских выборов полезно разобраться, что...

Президент Медведев сказал, что выборы в целом верно отражают расстановку политических сил в стране и предложил огульно не обвинять избирательную систему. Если что — пожалуйста, в суд. Накануне мартовских выборов полезно разобраться, что это значит.

В качестве испытательного полигона возьмем московский район Кунцево — во-первых, из-за длительной истории наблюдений, во-вторых, из-за прецедентной попытки искать справедливости в суде.

13 декабря 1937 г. газета «Известия» (№ 289) тонко подметила, что у нас в стране выборы «…наиболее свободные и наиболее демократические в сравнении с выборами любой другой страны в мире… Мы недооценили активности избирателей, — говорит председатель комиссии 18-го избирательного участка гор. Кунцево (Московская область) т. Устинов. — Я рассчитывал, что наибольший приток голосующих будет между 10 и 3 часами дня, но я ошибся. Очень многие явились к 6 часам, а то и раньше…»

То есть в 1937 г. на полигоне был полный порядок. Вот и сейчас наши выборы, наравне с судом, опять становятся самыми справедливыми в мире. Разве что народ почему-то ломится голосовать не до 6 утра, а в последний час работы участков, перед закрытием. Новая традиция резко обозначилась в марте 2008 г. — как раз на выборах президента. До того, если верить опросу ВЦИОМ, в среднем по России в течение последнего часа забегал проголосовать лишь один процент избирателей. Да и по официальным протоколам вечерний прирост явки был невелик — 2–4%, редко больше.

А тут в Кунцеве активность последнего часа вдруг подскочила сразу в несколько раз — до 22,6%! Почти треть проголосовавших явилась отдать гражданский долг на закате. Романтика?

После выборов КПРФ заявила, что на 8 участках района Кунцево из-за фальсификации исходных протоколов суммарная явка выросла на 2996 человек, число голосов за Медведева на 4094, тогда как у Богданова оно снизилось на 174, у Жириновского — на 474, у Зюганова — на 402. И собралась было в суд — с целью сравнить протоколы, выданные наблюдателям, с официальным итогом. Но получила отлуп: протоколы у вас, товарищи, не той системы, печати не те, подписи кривые… Словом, как обычно.

Историческая справедливость

В некотором смысле это историческое воздаяние: при коммунистах советские суды, так же честно глядя в глаза, отказывались признавать очевидное. Для них существовала иная очевидность: органы (власть) не ошибаются. Суд является одним из важнейших органов власти. Вопросы есть?

Нынче в кунцевском сельпо имеет место аналогичный случай. Только на конторе сменили надпись: была Советская Россия, стала Единая. Прежнюю контору с нынешней объединяют и неуклонно растущие показатели самоуверенного невежества. Что есть органичное следствие монополизма и бесконтрольности.

А газете «Правда» по привычке не хватило квалификации. Вместо подтасовок «на восьми участках» Кунцевского района она возьми да и напиши «на восьмом участке». То-то было радости электоральной номенклатуре! Уж и с того бока она валяла коммунистов, и с этого: товарищи, мол, совсем ку-ку, это ж «явная фантазия»!

Хотя, если по совести, понятно, что это просто ошибка партийной печати, которая к делу-то не относится. Действительно, не может быть даже гипотетического вброса 4094 голосов на одном («восьмом») участке хотя бы потому, что размер участка по закону не превышает 3000 избирателей. Вот на восьми участках — еще как может. Но об этом торжествующее электоральное начальство говорить не захотело.

Вместо этого Центризбирком строго указал еще и на то, что участок № 8 находится вовсе даже не в Кунцеве, а вообще в районе Арбата. В связи с чем «соответствующие избирательные комиссии вправе защитить свою репутацию в судебном порядке».

Короче, утерли коммунистов по полной программе. Но в контратаку «в судебном порядке» не пошли: себе дороже. В этом, надо признать, существенное отличие от советской эпохи. Все-таки начальники побаиваются. Глядишь, выяснится, что дело всего лишь в ошибке редактора, а там вопрос может вернуться с Арбата в Кунцево, а вот этого им совсем не надо… Так что пока боевая ничья в пользу номенклатуры. Но это ненадолго: в ближайшем будущем придется определяться — либо совсем уж в откровенный совок, либо… Либо прям даже не знаем, что делать.

Фальсифицировать по мере прозрения и разочарования народа приходится все больше, а мозгов для такого тонкого дела по советской традиции остро не хватает. Беда!

Нестыковки

Баснословная активность кунцевского избирателя в последний час голосования восхищает. Если верить протоколам, на иных участках в среднем на акт волеизъявления приходилось по 6 секунд: 600 человек за 60 минут, десять человек в минуту. Лягушачий нерест, а не выборы.

Правда, даже в кунцевской дружной семье не без урода. На одном участке (№ 2477) прирост явки за последний час составил всего 4%. Остался в рамках нормы, выявленной для страны в целом. Близко к опросным данным ВЦИОМ. Итоговая активность оказалась на 20% ниже средней по району; Медведев набирал на 20% меньше; Зюганов — в два с лишним раза больше…

Кому верить — лучезарному колхозу из 42 участков, который выдал президенту суммарный надой в 85,5%, или отщепенцу-единоличнику, показавшему 64,4%, при 21,9% за Зюганова?

На самом деле выяснить несложно.

Дело в том, что одновременно с выборами президента проходили и выборы муниципальных органов власти. О них в околосудебной сваре обе высокие стороны подзабыли — а зря.

Каждый знает, как происходят параллельные выборы: приходишь, регистрируешься в двух списках, получаешь два бюллетеня разного цвета. В одном претенденты в президенты, в другом аксакалы в муниципалы. Поставил галочки, опустил бюллетени в бочку, вышиб дно и вышел вон. Все, свободен.

Отсюда простая гипотеза: итоговое число бюллетеней по тому и по другому протоколу должно быть идентичным или близким. Много ли у нас таких люто принципиальных граждан, которые ходят голосовать строго ради президента, а муниципальный бюллетень даже в руки не возьмут?

Вот и проверим. Из научного интереса и уважения к суду.

Для пущей аккуратности исключим 5 участков в больницах — там лечатся люди из всех районов столицы и даже из других городов; за кунцевских муниципалов им голосовать не положено.

На прочих обычных участках исходное число избирателей в обоих списках, равно как и число полученных комиссиями бюллетеней, совпадает почти идеально. Что абсолютно нормально: избиратель-то один и тот же. Сколько придут, столько и будет в обоих списках.

Однако в итогах удивительное расхождение. Явка на президентских выборах получилась почти на четверть выше, чем на муниципальных. Разрыв в 16 тысяч бюллетеней. Как такое понимать? Либо 16 тысяч избирателей обобрали, недодав бюллетень для местных выборов. Либо избиратели с порога отказывались голосовать за муниципалов и даже регистрироваться — подай им исключительно президента! Либо же все было как всегда, всех пришедших регистрировали одинаково в двух списках и выдавали по два бюллетеня. Но к концу дня смекнули, что у президента маловато поддержки, и второпях накинули к его протоколам примерно четверть. А к муниципальным, в большинстве случаев, накинуть забыли или поленились. Не сообразили, что получится разрыв.

Протокольная активность по Кунцевскому району (без пяти больниц) на выборах президента составила 76,8%, а на параллельных муниципальных выборах — 59,5%. Рекорд принадлежит участку № 2469: муниципальная явка всего 36,2%, президентская — 81%. В два с лишним раза. По президентскому протоколу в урнах обнаружили 1782 бюллетеня, по муниципальному — только 800. В первом протоколе показано всего 3 невостребованных и погашенных бюллетеня, во втором — 1038. Чудны дела твои, о кунцевский избиратель!

Понятное дело, гражданскую активность, если верить президентскому протоколу, прорвало к самому закрытию — прирост 30% за час. А в муниципальном протоколе — полный штиль. Оно и понятно — 6 секунд на брата, до муниципалов ли тут?!

Тут требуется техническое пояснение. Последняя сводка по явке публикуется, в зависимости от установленного режима, за час или за два до конца голосования. Итоговая явка определяется уже после закрытия, во время оформления протокола. Если необходимо подкинуть бюллетеней нужному кандидату, приходится весь объем «виртуального электората» впихивать в последний, еще не закрытый интервал. В случае с Кунцевом — в последний час. Вот он и раздувается, как биржевой пузырь.

Кстати, на том самом «единоличном» участке № 2477, который показал себя белой вороной, — по обоим протоколам полное совпадение. Никаких следов ажиотажа перед закрытием. Похоже, там просто добросовестно считали, как оно есть. У комиссии достало твердости и самоуважения.

Это, надо сказать, самое удивительное. Всегда находится несколько (где-то больше, где-то меньше) участков, в которых комиссии работают честно. Остались, значит, в стране люди, у которых хватает достоинства, чтобы молвить себе и другим: «Вы как хотите, а на нашем участке все будет по закону».

И ведь ничего страшного с ними не происходит. На Колыму не сошлют, хлебных карточек не лишат. Вроде пустяк, но прочие уже не скажут: «Подумаешь — все жульничают, и мы тоже…» Нет, не все. Просто есть люди с совестью, а есть без. Вот на последних и опирается наша могучая вертикаль.

На участке № 2482, единственном, входившем в злополучную «кунцевскую восьмерку», и по которому КПРФ опубликовала протокол своих наблюдателей, ситуация аналогичная. В муниципальном протоколе зафиксирована явка 1676 избирателей. Практически столько же и в президентском протоколе — если верить документу, представленному в суд коммунистами. Совершенно нормальное совпадение. Однако документ наблюдателей КПРФ был признан дефектным. Законным протоколом признан другой, где явка по президентским выборам оторвалась от муниципальной почти на четыре сотни и достигла 2040 человек. Что ненормально и необъяснимо… но теперь юридически законно.

Все премудрости электоральных мужей путинской эпохи на самом деле яйца выеденного не стоит. Нос вытянут, хвост увязнет. Держатся только на общности бюрократических интересов и номенклатурной круговой поруке. Проколется партия власти — выручат в прессе, в милиции, в избирательной комиссии. Проколется избирательная комиссия — выручат в суде. Проколется суд — выручат в Администрации.

В результате в электоральной статистике за последние годы врать стали примерно вдвое больше и, что существенно, вдвое глупее. Таков, видимо, дух времени. В последние месяцы, похоже, министры начинают подмухлевывать уже и с экономической, и с социальной статистикой. Все чаще у них дебет не сходится с кредитом, не говоря уж про ощущения граждан. Но назад хода нет: совок — так совок. Там статистика наряду с юриспруденцией служили верным орудием политической борьбы и пропаганды преимуществ социалистического строя.

Результат, в общем, хорошо известен. В первую очередь коммунистам.

Так что напрасно Д.А. Медведев советует идти в суд с электоральными претензиями: там, как правило, заседают те же товарищи со стеклянными глазами, что и в большинстве избирательных комиссий. Из-за таких рекомендаций у отдельных категорий граждан может возникнуть подозрение, что президент не полностью владеет ситуацией.

А у других категорий — наоборот, что владеет слишком хорошо.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow