СюжетыОбщество

Поэтому он Сабуров

Поэт, драматург, публицист, политик, математик, экономист, педагог…

Этот материал вышел в номере № 22 от 3 марта 2010 г.
Читать
…«Родился в Крыму. Выучился в Москве на математика, но занялся экономикой. Стихи пишу, сколько себя помню. Печатался скудно, потому, что это дело казалось малоинтересным. Сходил в правительство, когда объявили демократию, попал в самое...

…«Родился в Крыму. Выучился в Москве на математика, но занялся экономикой. Стихи пишу, сколько себя помню. Печатался скудно, потому, что это дело казалось малоинтересным. Сходил в правительство, когда объявили демократию, попал в самое пекло. Можно сказать, на моих руках СССР развалился. Съездил за границу на родину, поруководил, но вернулся живым. Под нажимом внезапно обрушившегося на меня свободного времени защитил докторскую и выпустил, наконец, два сборника стихотворений «Пороховой заговор» и «По краю озера» . Занимаюсь образованием. Думаю, что это возрастное», -- вот так, шутя, человек представил когда-то всю свою жизнь . Не шутя же пересказать не то, чтобы там жизнь, а просто хоть как-то биографию Евгения Сабурова – не получится. Здесь не в том даже дело, что слишком много ипостасей, а в том, с каким куражом и размахом все и во всех ипостасях им творилось Сказал уже о нем поэт и друг Михаил Айзенберг: «Первое лицо множественного числа», и другой друг, и тоже поэт, Всеволод Некрасов сказал еще точнее о нем же «…Что за бурная Сабурная жизнь!».

Евгений Сабуров умер в возрасте 63 –х лет в июне прошедшего года. В феврале 2010 –го мог бы пройти первый день рождения без именинника, но для его друзей, соратников и учеников это была бы непереносимая ситуация.

И они решили провести не один, а несколько дней февраля вместе с «множественностью» его наследия. Так родилась идея конференций – «Сабуровские чтения». До нее все чувствовали, а теперь, с особой какой-то остротой, – коллективной «службой понимания» (выражение Сергея Аверинцева) , осознали насущную необходимость разобраться в кладези идей, тем и методик, оставленных им. Инициаторами «чтений» выступили Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное учреждение «Федеральный институт развития образования» (ФИРО), Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики, фонд «Институт экономики города»

Наверное, когда- нибудь, то же самое сделают литературоведы, культурологи и поэты, потому, что о его стихах уже сегодня говорят , что их бы стоило включать в хрестоматии рядом с произведениями Пастернака и Бродского. Так в частности говорит в одной из своих публикаций известный филолог и поэт Татьяна Нешумова, и, не сумев остановиться на этом, она уходит в своих сравнениях еще выше: «…хотя, -- пишет автор, -- возможно, их место (стихов Сабурова. Г.М.) рядом с “Адом” Данте…»

Пока же «чтения» начались в ФИРО и пленарное заседание открыл директор этого института Александр Асмолов. Назвав героя темы конференции «Энциклопедистом нашего времени», он не снизил планку сравнений, поднятую поэтами и сказал, что фоном, наряду с портретом Евгения Сабурова видит портрет еще одного энцклопедиста, которого звали Леонардо да Винчи… И прочитал свое собственное, удивительно искреннее посвящение другу Сабурову, «рвано любленному властью»: »Вот и Женька ушел все вокруг провертелось… Мы его помянем… Вспомним колкие фразы. Мы его не пропьем…Он не предал ни разу…»

Следом за ним выступили один за другим бывший министром экономики в конце 90-х, Яков Уринсон и заместитель директора Центра трудовых исследований национального исследовательского университета – Высшая школа экономики, Ростислав Капелюшников. Они развили одну из тем, с которой неразрывно связано имя Евгения Сабурова – тему инвестиций в человеческий капитал. Анализ сегодняшнего дня неутешителен:

— Человеческий капитал российской экономики не адекватен задачам ее переориентации на инновационный тип развития… Всего 40% работников работали всегда по своей специальности, а 25% не работали ни одного дня…Только 30% работают по своей специальности сейчас, -- сказал Ростислав Капелюшников, -- Средний российский рабочий проводит в системе образования 11,5 лет. Это феноменальный результат: многие страны были бы счастливы, если бы средний человек имел 11 лет образования. … Но произошло – массовое обесценивание капитала, накопленного до переходного периода. При том, что норма отдачи на человеческий капитал резко выросла…у нас вместо экономики знаний формируется экономика невостребованных знаний…

…По сути, все, что делал в экономике образования Евгений Сабуров и было связано на прямую с тем, чтобы такому развитию событий противостоять. Об этом рассказал на «чтениях» директор Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ Игорь Реморенко.

— Мы плотно работали с Евгением Федоровичем, проводили совместные семинары, -- сказал он, в частности, -- в результате появлялись не только какие то нормативные документы, но и конкретные проекты, которые ложились в Федеральную целевую программу образования… Как человек может капитализировать свой ресурс, -- это тот вопрос, на которой он все время старался ответить с помощью всевозможных практик и идей…

Господин Реморенко достаточно основательно и подробно рассказал об очень многих работах и подходах Евгения Сабурова. Вспомнил его метафорическое разделение на «холодное» и «горячее» знание. «…Если холодное знание связано только с процессом передачи и приема информации, то горячее знание в значительной мере чувственно. Например, я не оцениваю, что хорошо, что плохо, я чувствую, что в этой ситуации надо поступить так, а не иначе. … Это.. то, в чем сходились все учителя-новаторы. Дальше шел полный широко раскрытый веер методов, приемов, методик, подходов и т.д…. Полезно обратить внимание на то, что, противопоставляя горячее знание холодному, новаторы любили употреблять такие слова, как "присвоение и проживание"…. Возникает осознание необходимости того, чтобы чужое стало своим, а мертвое живым. Знание входит в человека и становится его частью…», -- объяснял в одной из своих публикаций сам Евгений Сабуров

— Мне Евгений Федорович объяснял, что когда учитель пользуется горячим знанием, он пользуется приемами обольщения. Это не всегда дает образовательный эффект -- продолжал свое выступление Игорь Реморенко, -- человек закончив школу и, уже будучи взрослым, может вспомнить: «был замечательный учитель, так говорил, так говорил, слушали замерев! Но вот о чем говорил, не вспомнить…»

И цитировал Сабурова: «В западноевропейских языках слово "образование" латинского происхождения и означает ведение, введение, работу поводыря. В русском оно связано с писанием икон, формированием нового человека по образцу. Может быть, подсознательное недовольство таким историко-филологическим наследием толкало российских учителей-новаторов к радикальным реформам? Во всяком случае, их предтече, радикальному мистику Яну Амосу Коменскому, не нравилось ни то, ни другое слово, и он предпочитал термин "просвещение"….Поводырь может завести человека не туда, куда ему надо, а куда надо поводырю… По образцу можно сформировать из человека такое, что родная мать не узнает. Показавший свет никого не толкает и никого не лепит. Он ждет. Историческая ирония состоит в том, что российские новаторы, придя в Министерство Просвещения, тут же переименовали его в Министерство Образования…»…

Не понятно на чьей стороне стороне сам автор, -- холодное знание мертво, горячее – обманчиво.

— Сабуров говорил о маятнике, который качнется у нас то в одну, то в другую сторону и «вот так, рыская туда-сюда, как яхта против ветра, идет наш корабль дураков». Он пытался найти технологическую рамку – эта рамка игровой педагогики. Она живет только тогда, когда развивается. И только она способна дать человеку ключевые компетенции…, -- объяснил выступающий

Директор центра образования № 1811 «Измайлово» Александр Рывкин, -- один из тех людей, кто на деле вместе с Евгением Сабуровом развивал (и продолжает теперь это делать уже без него) игровую педагогику. Выступая на чтениях, он рассказал о том, как с помощью игры его подопечные дети понимают даже самые сложные тексты.

— Игра создает умение ставить осмысленную задачу – играть и выигрывать, используя информацию, которая необходима… Она также решает культурно значимую проблему отношений. Никакая методика этого не обеспечивает

Тему игровых технологий в образовании продолжил на кнференции директор Института социологии образования РАО Владимир Собкин. Он заметил, что «вся культура – игра и, если в ней нет игры – это не культура. И если мы говорим о сфере образования, как о культурной --она должна быть построена на игре». Он рассказал также собравшимся о том, как еще в конце 80-х годов на одном из выездных игровых семинаров Евгений Сабуров говорил об образовательных ваучерах. То есть это еще были времена СССР, экономика по отношению к теме образования никак не применялась. Это было впервые проартикулировано! « Не связывайтесь с государством, а придумайте такую ситуацию, когда налогоплательщик сможет увести своего ребенка и деньги пойдут туда, куда он его увел,» - говорил сабуров. Это дало в последствии развернуть возможность негосударственной сети образования . Идея «образовательных ваучеров», очень привлекательна, сегодня она лишь отчасти реализована в сильно урезанном виде подушевого финансирования. Но к ней необходимо вернуться… «Переходя на личности», господин Собкин заметил, что отношение Сабурова ко всему, за что он брался, было личностное – и он никогда не терял позицию самостоянья , он был человек самостоящий. Самостоянье таких людей очень немного, как и тех, кто красиво курит трубку.

— Я в жизни видел трех людей, которые красиво курили – Мераб Мамардошвили, Феликс Михайлов и Евгений Сабуров…. Брался хороший, качественный табак, разные правильные прнадлежности…, -- сказал он

Президент института национального проекта «Общественный договор» Александр Аузан напомнил на «чтениях» о том, что имя Евгения Сабурова прочно связано с темой становления гражданского общества

— Он придумал народную ассамблею. Не очень мне нравилось слово «народная», я говорил: «Евгений Федорович, давайте все таки будем говорить о гражданском сознании. « Почему вы не любите деревню? Граждане – это жители городов…» Мы с ним часто спорили о словах, -- рассказывал Александр Аузан, -- К примеру каким словом назвать яркого представителя гражданского общества? Нет образа, а потому и нет слов. Люди используют либо образ какого-то политика, либо коммерсанта. Посмотрите, как власть выбирает правильных людей для представителей гражданского общества -- выбирает адвокатов: и мы видим Кучерену, Астахова… Я напомню, что Сабуров себя самого называл анархистом. Реабилитация идей анархии в России – очень серьезная задача. Нам вбили в голову, что свобода – это не анархия. Почему?

«…Я сторонник того, что самоорганизация людей всегда эффективнее, чем начальства. Я анархист по своим убеждениям и считаю, что слова Бакунина "свобода рождает порядок" - это совершенно правильные слова, мы всегда договоримся между собой, а вот начальник, который на нас будет орать - это не создание порядка, а это полный кошмар и беспорядок», -- говорил в одной из своих публикаций Евгений Сабуров. И еще в одной – об игровом обществе, о том же другими словами:«Развитие привело нас к игровому столу, а за игровым столом начальников нет»… На ту же тему – в стихах:

“Отказавшись от дионисийских игр, / Мы значительно смирили окрас / Свои полосы вывел тигр, / генерал продал лампас”…

Может быть, сама конференция, как и то, как я ее описываю, выглядит как совершенно разные, не сочетаемые куски… Но то, что посвящено Евгению Сабурову, по другому, наверное, выглядеть не может… Он так и жил, -- как будто бы в разные стороны…

Подводя итоги пленарного заседания Александр Асмолов рассказал о психологическом эксперименте: перед 4-х летним ребенком ставится обезьянья (фольклор психологов) задача: не выходя из очерченной линии подпрыгнуть и достать банан. Есть палка, малыш ее сразу видит и легко решает эту задачу. А ребенок семи лет к удивлению психологов не может. Их оставили вместе, строго настрого наказав младшему: «ты не должен подсказывать. Просто будь рядом». Малыш, решив, что взрослые уже его не видят, не выдерживает и подсказывает старшему шепотом : «палку возьми!» И тогда следует уникальный ответ семилетки: «Также и дурак сможет».

— Человек, -- подытожил Асмолов, -- это существо, которому присущи неадоптированность, тенденция к постановке сверхзадач. И в этом весь Сабуров. Анархия в массовом сознании – это действительно сегодня ругательное слово. Но сегодня мы видим нарастание возможностей изменения порядка, работы анархиста Кропоткина определили многие направления современной синергетики…

По Сабурову образование – это движение к свободному обществу. Сказано до нас «чем бы человек отличался от животного, если бы ему было нужно только необходимое и ничего лишнего» Сабурову было нужно так много лишнего, он по своей структуре личности был невмещаемым в роли те или иные, он играл неадаптивно, не предсказуемо. Поэтому поэт, математик, экономист и поэтому все, что я сейчас говорю – мало ему. Поэтому он Сабуров…

После тематических круглых столов участники самых разных секций говорили об одном и том же – все направления деятельности Евгения Сабурова – клад тем для дипломных работ и кандидатских диссертаций… Говорил же Бродский: «В вечной дали суждено вещам таять, однако смерть, может порою им возвращать истинный их размер.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow