Сюжеты

Квартет камерных пионеров

Тираж альбомов «Кронос-квартета» превысил 2,5 млн

Этот материал вышел в The New York Times (05.03.2010)
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Честь изобретения струнного квартета принадлежит Йозефу Гайдну, трудолюбивому и плодовитому гению, наследие которого по праву принадлежит к числу художественных сокровищ эпохи Австрийской империи XVIII столетия. Честь же прозрения,...

Честь изобретения струнного квартета принадлежит Йозефу Гайдну, трудолюбивому и плодовитому гению, наследие которого по праву принадлежит к числу художественных сокровищ эпохи Австрийской империи XVIII столетия. Честь же прозрения, позволившего раздвинуть, или даже полностью разрушить жанровые ограничения, до безграничности расширив стилистические возможности струнного квартета, принадлежит виолончелисту Дэвиду Хэррингтону, основавшему в 1973 году «Кронос-квартет».

В наши дни квартет (сейчас в нем участвуют Дэвид Хэррингтон, скрипач Джон Шерба, альтист Хэнк Датт и виолончелист Джеффри Зайглер) гастролирует по пять месяцев в году, выступая в концертных залах, ночных клубах и на фестивалях. Общий тираж почти 50 альбомов, записанных квартетом в основном на студии Nonesuch, превысил 2,5 млн копий. Последний диск «Кроноса» «Радуга», записанный на студии Smithsonian Folkways совместно с афганским исполнителем на ребабе Хомаюном Сахи и азербайджанскими вокалистами Алимом и Фарганой Касимовыми, выходит в марте как часть великолепного проекта «Средняя Азия», осуществляемого при поддержке «Культурного фонда Ага-Хана»

В марте Хомаюн Сахи и отец и дочь Касимовы примут участие в четырех выступлениях «Кронос-квартета» в нью-йоркском Карнеги-Холле. Намеченная Хэррингтоном и его коллегами программа этих четырех выступлений необычайно разнообразна: концерт 11 марта будет посвящен тридцатилетию сотрудничества квартета с композитором Терри Райли; 12 марта в концерте примут участие исполнители на электронных инструмента; концерт 13 марта будет посвящен Арктике, а 14 марта вместе с «Кроносом» выступят музыканты из Средней Азии и Кореи.

К созданию «Кронос-квартета» Дэвида Хэррингтона подтолкнуло услышанное им по радио исполнение «Черных ангелов», музыкального размышления американского композитора Джорджа Крамба на тему войны во Вьетнаме. Состоявшееся таким образом в 1973 году знакомство с чрезвычайно сложным, фантасмагорическим звучанием музыки Крамба вдохновило Хэррингтона — который избежал призыва в армию, поступив в канадский оркестр, — создать коллектив, исполнявший современную камерную музыку в такой же непосредственной и актуальной манере. Первый гонорар, полученный «Кроносом», был отправлен Хэррингтоном его школьному учителю композиции, Кену Беншуфу, право на исполнение сочинения которого «Музыка дороги» в свое время было приобретено Хэррингтоном за пакет пончиков.

«Я думаю, мы с вами беседуем сегодня благодаря тому, что это произведение было таким замечательным и что эта дружба, начавшаяся, когда мне было 15 лет, оказалась такой долгой, — сказал Хэррингтон. — Мне было 15 лет, когда мы впервые исполняли перед публикой его фортепианный квинтет, и у меня было такое чувство, будто это музыка принадлежит лично мне и остальным исполнителям, никто, кроме нас, до тех пор ее не слышал, и это было просто здорово».

С тех пор и до сегодняшнего дня «Кронос-квартет» записал более 650 новых композиций и аранжировок, включая крупные совместные проекты с Терри Райли, Стивом Райхом, Филиппом Глассом, Джоном Адамсом, Софьей Губайдуллиной, Хенриком Горецки, Тань Дунем и Освальдо Голиховым. Даже если бы все, что сделал «Кронос-квартет», ограничивалось только этими записями, ему уже было бы обеспечено почетное место в анналах камерной музыки.

Когда в конце 80-х к «Кронос-квартету» пришла мировая слава, его концерты превратились в события отчасти из-за внемузыкального контекста. В альбомах, записанных на студии Nonesuch, коллектив продвигал новое, современное понимание музыки: большинство этих записей поражают мелодичностью и ритмичностью, и для всех из них характерны свежесть и жизненная сила. Каждое концертное исполнение «Кронос-квартетом» сочинений Терри Райли, Джона Зорна и Иштвана Марта в электрическом звучании и с умело подобранным световым сопровождением обещает слушателю яркие и сильные впечатления.

Как ни удивительно, подражателей у «Кронос-квартета» немного. Но влияние «Кроноса» на современную музыку ощущается повсеместно. Ведущие исполнители самых различных музыкальных направлений постоянно участвуют в совместных проектах, и никого уже не удивляет, когда такие герои альтернативной рок-музыки, как Суфьян Стивенс или группа Dirty Projectors, записываются вместе с камерными ансамблями и оркестрами. Композиторы, начинавшие как исполнители рок-музыки, хип-хопа и электронной музыки, используют эти влияния в своих концертных сочинениях, а затем вновь выступают со своими старыми группами.

Возможно, современная музыка пришла бы к сегодняшнему состоянию в любом случае, но «Кронос-квартет» был пионером. Видение будущего, которое направляло Хэррингтона в создании квартета нового типа, увенчалось воплощением этого будущего.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera