Сюжеты

Алиса XXI века: никакого викторианства

Этот материал вышел в The New York Times (05.03.2010)
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Вместо Страны Чудес в этом фильме Подземелье. Вместо скучающего, но смышленого ребенка — девятнадцатилетняя девица, бунтарка и боец, волшебным мечом отправляющая на тот свет Бармаглота. Вторая экранизация сказки Льюиса Кэрролла на студии...

Вместо Страны Чудес в этом фильме Подземелье. Вместо скучающего, но смышленого ребенка — девятнадцатилетняя девица, бунтарка и боец, волшебным мечом отправляющая на тот свет Бармаглота. Вторая экранизация сказки Льюиса Кэрролла на студии Disney далеко ушла и от мультипликационной версии 1951 года, и от викторианского авторского текста.

Выходящая на экраны всего мира частично мультипликационная, частично игровая стереоскопическая экранизация «Алисы в Стране Чудес» была задумана и снята Тимом Бертоном как современное, революционное прочтение знаменитой книги. Фильм начинается с того, что Алиса (ее сыграла 20-летняя австралийка Миа Васиковска) отвергает брачное предложение неугодного жениха и уносится в Подземелье, где ее ждут встречи с Джонни Деппом в роли Сумасшедшего Шляпника и Хеленой Бонэм Картер в роли Красной Королевы.

За 150 лет, прошедших со времени первого выхода в свет «Алисы в Стране Чудес» и «Алисы в Зазеркалье», сказка об Алисе была пересказана заново множество раз и в самых различных жанрах, включая мюзиклы, мультфильмы, видеоигры и десятки кино- и телеэкранизаций. Но такое обилие версий и место, которое материал занимает в коллективном бессознательном и в культуре, только подзадорило Тима Бертона попробовать сделать все заново.

«Я посмотрел практически все существующие версии, и, честно говоря, ни одна из них мне не понравилась, — рассказал Бертон. — В конечном итоге во всех рассказывается история бесцельно мечущейся маленькой девочки, которой попадаются всякие придурки. То, что ни одну из версий невозможно было признать эталоном, облегчало мою задачу. Диснеевский мультфильм тоже был не то чтобы слишком хорош. Так что на мне не лежал груз необходимости превзойти кого-то, или не уступить чему-то».

Автор сценария фильма Линда Вулвертон рассказала, что начиная работу, она «внимательно изучила нормы поведения девочек в викторианскую эпоху, и затем сочинила все в точности наоборот». По ее собственным словам, она «хотела написать сценарий скорее для приключенческого боевика, главным героем которого является женщина», нежели для фильма о викторианской девушке.

В сценарии отсутствует река слез, которую в книге Кэрролла наплакала Алиса, попав в Страну Чудес. «Моя героиня просто не могла так легко впадать в отчаяние», — говорит Вулвертон. Рисунок работавшего с Кэрроллом иллюстратора Джона Тенниела, изображающий мальчика, сражающегося с похожим на дракона Бармаглотом, послужил в фильме основой для эпизода, в котором в схватку вступает Алиса.

Отказавшаяся выйти замуж Алиса решает доказать, что ей не чужда отвага, и отправляется на корабле в далекую факторию, которую компания ее отца собирается основать в Китае. Незадолго до того Британия силой оружия заставила китайские власти легализовать торговлю опиумом, сдать в аренду Гонконг и разрешить китайцам отправляться на работы за рубеж.

«Мы не слишком старались следовать исторической правде, — говорит один из продюсеров фильма Ричард Занук. — Это развлекательный фильм, который заканчивается тем, что героиня отправляется на поиски новых приключений. Надеюсь, зрители во всех странах будут с удовольствием смотреть его как развлекательный фильм и не станут ломать голову над интерпретациями того, что они увидели».

Исследователи творчества Кэрролла считают, что новые прочтения книги, такие как фильм Тима Бертона, будут появляться и в дальнейшем, поскольку сам текст предоставляет для этого большие возможности.

Бертон говорит, что хотел снять прежде всего шуточный фильм, сюрреалистичный и смешной, и, безусловно, добрый. «Я изо всех сил старался не сделать его мрачным», — сказал режиссер.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera