Сюжеты

«Живой щит» на МКАД

Как выкручиваются московские гаишники

Этот материал вышел в № 24 от 10 марта 2010 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Ростислав БогушевскийЮрий ГейкоСергей Соколов«Новая газета»

 

В начале недели на YouTubе появилось видеообращение москвича Станислава Сутягина, который рассказал о том, как сотрудники ДПС использовали его в качестве «живого щита» (видео — в блоге «Новой»). Со слов Сутягина, ситуация выглядела...

В начале недели на YouTubе появилось видеообращение москвича Станислава Сутягина, который рассказал о том, как сотрудники ДПС использовали его в качестве «живого щита» (видео — в блоге «Новой»).

Со слов Сутягина, ситуация выглядела следующим образом: около 5.30 утра 5 марта на МКАД, между Щелковским шоссе и Ярославским, его и несколько других водителей остановили сотрудники ГИБДД с требованием перекрыть дорогу личными автомобилями — служебный автотранспорт поставили позади, но не предложили водителям покинуть свои автомашины. По словам Сутягина, из машин никто не выходил. Спустя некоторое время «Мерседес» Станислава Сутягина и стоявшую рядом «Волгу» протаранила серебристая «Ауди».

Потом выяснилось, что за рулем «Ауди» находился преступник. Машина остановилась, но тот, кого ловили, как нам подтвердили источники в ГИБДД, все-таки удрал — ни догнать, ни подстрелить его не смогли.

Сутягин в своем обращении называет только одного сотрудника милиции, с которым он общался, — Алексей Юрьевич Борисов, 3-й батальон 1-го спецполка УГИБДД по Москве.

Исполняющий обязанности начальника 3-го батальона трубку не брал, в дежурной части отказывались что-либо комментировать. Однако нам удалось поговорить с одним сотрудников батальона, который в произошедшем ничего страшного не обнаружил: «Не было никакого живого щита. Вы, журналисты, уже достали сюда звонить. Подумаешь, поцарапали зеркало кому-то, трагедию теперь устраиваете. Какой это «живой щит»? В машинах пассажиров не было».

Как стало известно «Новой», вплоть до вечера 9 марта руководству МВД так ничего и не доложили об инциденте. Может быть, потому, что действительно не посчитали событие из ряда вон выходящим.

В 17.25 вторника мы позвонили генерал-полковнику Виктору Кирьянову — заместителю министра, начальнику департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ, который тут же, не вешая трубки, потребовал отчета от московской ГИБДД. И прокомментировал ситуацию: «Я только что разговаривал с Казанцевым (главный автоинспектор Москвы. — Прим. ред.), он сам только начал разбираться, готовит мне докладную записку. Я, как только ее получу, тут же дам команду, чтобы ее вам переслали. Тайн у нас никаких нет».

Из служебной записки:

«Согласно плану совместных мероприятий ОВД по району «Гольяново» УВД пo ВАО ГУВД г. Москвы и 1 СП ДПС ГИБДД ГУВД по г. Москве <…> на территории МКАД с 04.03.2010 года по 05.03.2010 года проводилось оперативно-профилактическое мероприятие «Барсетка». В ходе проведения данного мероприятия на 101 км МКАД <…> был организован оперативный эксперимент с участием автомобиля «Хонда-Аккорд» <…> под управлением оперативного сотрудника <…>.

В результате чего 05.03.2010 года в 05 часов 30 минут в отношении вышеуказанного оперативного сотрудника был совершен грабеж <…>. Двое граждан <…> стали скрываться на автомобиле «Ауди», фрагмент г/н …, в направлении Щелковского шоссе по внутренней стороне МКАД. <…> На пересечении МКАД и Щелковского шоссе водитель «Ауди» развернулся и проследовал по стороне МКАД, предназначенной для встречного движения до развязки Гольяново—МКАД, <…> переехал на внешнюю сторону МКАД и проследовал в направлении Ярославского шоссе.

Врио начальника отделения розыска 1 СП ДПС ГИБДД на спецтрассе ГУВД по г. Москве майором милиции Рябовым Ф.Н. экипажу «2211», в составе капитана милиции Соколова О.Ю. и старшего лейтенанта милиции Жукова А.А., для принудительной остановки автомобиля «Ауди», было дано указание запретить движение на внешней стороне 95 км МКАД. Со стороны Гольяново преследование автомобиля «Ауди» осуществлял экипаж «2142», в составе капитана милиции Шикарева Д.В. и капитана милиции Степина М.В. При подъезде к 95 км МКАД, места запрещения движения, водитель автомобиля «Ауди» <…>, проезжая между стоящими автомобилями «Мерседес», г/н … и ГАЗ-ЗПО, г/н … совершил с ними столкновение. В результате чего водителю автомобиля «Ауди» удалось скрыться.

О произошедшем в Управление ГИБДД ГУВД по г. Москве <…> доложено не было.

Приказом Управления ГИБДД ГУВД по г. Москве от 09 марта 2010 года № 104 командиру 1 СП ДПС ГИБДД на спецтрассе ГУВД по г. Москве подполковнику милиции Козлову А.В. за отсутствие должного контроля <…> объявлено неполное служебное соответствие.

По действиям сотрудников 1 СП ДПС ГИБДД на спецтрассе ГУВД по г. Москве, участвовавших в мероприятии  <…> проводится служебная проверка.

Управление ГИБДД ГУВД по г. Москве».

Очевидно, что факты, изложенные сотрудниками милиции в справке, нуждаются в доскональной проверке. Хотя бы потому, что они практически во всем противоречат тому, о чем рассказал пострадавший Станислав Сутягин.

К середине дня вторника к расследованию инцидента подключилась Госдума. Председатель Комитета по безопасности Владимир Васильев пообещал корреспонденту «Новой» сегодня же разослать официальные запросы в правоохранительные органы и сопровождать их до полного выяснения обстоятельств и наказания виновных.

А наказывать, судя по всему, придется. У сотрудников ГИБДД нет никаких законных прав выставлять «живой щит», о чем корреспондентам «Новой» официально заявили высокопоставленные офицеры милиции, в частности, начальник ГИБДД Московской области генерал Сергеев. Согласно действующему регламенту (п. 74. Принудительная остановка транспортного средства), для подобной операции применяются спесцсредства (специальные ленты или иные заграждения), временное ограничение или запрещение движения, огнестрельное оружие, патрульные автомобили с включенными спецсигналами или грузовые автомобили. Причем в последнем случае специально оговаривается — это крайняя мера.

Добиться каких-либо официальных комментариев от пресс-службы УГИБДД по Москве нам не удалось — телефоны не отвечали.

P.S. В Белоруссии в прошлом году произошла подобная история («Новая» писала об этом). Сотрудники ГАИ были приговорены к условным срокам заключения и денежным штрафам.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Благодаря вашей помощи, мы и дальше сможем рассказывать правду о важнейших событиях в стране. Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас. Примите участие в судьбе «Новой газеты».

Становитесь соучастниками!
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera