СюжетыОбщество

Частные самолеты снова в моде

Демонстрировать богатство больше не стыдно

Этот материал вышел в номере The New York Times (12.03.2010)
Читать
Нельзя сказать, что трудные времена частной авиации миновали, но признаки подъема отрасли уже налицо. В 2008 году, с началом экономического кризиса, частная авиация пережила тяжелейший удар — не в последнюю очередь из-за возмущения,...

Нельзя сказать, что трудные времена частной авиации миновали, но признаки подъема отрасли уже налицо.

В 2008 году, с началом экономического кризиса, частная авиация пережила тяжелейший удар — не в последнюю очередь из-за возмущения, которое вызывали у публики частные лайнеры, символы безудержной роскоши. Но понемногу бизнесмены начинают возвращаться к старым привычкам.

В январе этого года, по данным исследовательской компании Argus, число полетов, выполненных частными бизнес-джетами, выросло на 5,3% по сравнению с январем 2009 года.

В конце прошлого года в отрасли начался «небольшой, но стабильный рост спроса», — говорит Фред Райд, президент фирмы Flexjet, дочернего предприятия компании Bombardier, торгующей паями на владение самолетом, чартерными рейсами и так называемыми «джет-картами», с помощью которых можно покупать полетное время.

В то же время отмечается тенденция к изменению характера спроса. Крупные акционерные компании все еще избегают пользоваться специальными чартерными рейсами. Даже когда в этом есть прямой экономический смысл — например, если требуется максимально срочно переправить большую группу сотрудников, менеджеров или инженеров туда, куда сложно добраться самолетами коммерческих авиалиний.

В разгар кризиса 2008 и 2009 годов многие крупные компании полностью распродали или существенно сократили свой авиапарк — как ради экономии, так и чтобы избавиться от имиджа транжир. Вместо частных самолетов компании стали использовать корпоративные, обслуживающие сразу несколько компаний на паевой основе, либо арендовать чартеры. Многие и вовсе полностью пересели на регулярные рейсы коммерческих авиалиний.

Одним из результатов этого стало избыточное предложение на вторичном рынке дешевых бизнес-джетов последних моделей. Сейчас, по словам экспертов, предложение уже снизилось, и цены самолетов на вторичном рынке начали расти, хотя и остаются все еще низкими.

Однако, как сообщает «Ассоциация производителей самолетов общего назначения», продажи новых самолетов еще не вышли из кризиса, а большинство компаний продолжает сокращать расходы на использование самолетов их сотрудниками.

Долгое время на рынке производства корпоративной авиатехники доминировали американские компании и технологии. Во время кризиса обернулось массовыми увольнениями в отрасли. Начиная с 2008 года сокращения коснулись десятков тысяч человек, и пока нет никаких признаков того, что авиастроительные компании готовы вновь увеличивать штаты.

Особенно низкими были показатели прошлого года. Несмотря на то, что во второй половине прошлого года отрасль начала медленно выходить из кризиса, всего за 2009 год было продано 870 новых самолетов, что на 33,7% меньше показателя 2008 года.

Продажи турбовинтовых самолетов, самого дорогого сегмента рынка, сократились на 17,6%. Всего в 2009 году был продан лишь 441 такой самолет.

В 2009 году американские компании приобрели самолетов на сумму $19,5 морд, что на 21,4% меньше, чем в 2008-м. Тем не менее, как утверждает председатель отраслевой ассоциации Роберт Уилсон, теперь количество летных часов и предварительных заказов на самолеты растет.

Компании Flexjet и другим удалось несколько поправить свое положение, сделав акцент на преимуществах, которые дает компаниям паевое владение самолетами по сравнению с содержанием полностью собственного авиапарка. В то же время большим плюсом с точки зрения маркетинга самолетов оборачивается упадок коммерческой авиации.

Сокращение общего числа рейсов и мест на рейсах коммерческих авиалиний привело к тому, что поездки стали стоить дороже и при этом занимать гораздо больше времени, чем прежде, особенно в тех случаях, когда это касается небольших городов. Кроме того, увеличились сборы аэропортов и время, которое тратится на прохождение предполетного контроля.

«Ради экономии и улучшения имиджа бизнесмены стали летать регулярными рейсами коммерческих авиакомпаний. И были неприятно поражены тем, насколько неэффективно они организованы», — считает Фред Райд.

Проведенные исследования показали, что в 8 из 10 случаев корпоративные лайнеры перевозят не более чем четырех пассажиров и что продолжительность 90% таких полетов не превышает трех часов. Основываясь на этих данных, в прошлом году вновь образованная компания JetSuit вышла на рынок с предложением почасовой или однодневной аренды самолетов. Сейчас в распоряжении JetSuite имеется несколько сравнительно недорогих самолетов Phenom-100 производства компании Embraer.

«В прошлом компании покупали большие лайнеры в основном для выполнения требовавшихся время от времени «сверхдальних перелетов» за границу, — рассказал директор JetSuite Алекс Уилкокс. — Нередко это делалось, чтобы пустить пыль в глаза партнерам и конкурентам». При этом на самом деле содержание собственного самолета было не эффективно.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow