Сюжеты

В Африку по распределению

Этот материал вышел в The New York Times (19.03.2010)
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Итак, барабанная дробь. Буквально через минуту я объявлю имя победителя своего конкурса «Выиграй поездку-2010». Но сначала — послание от нашего спонсора, то есть меня. Для предыдущего поколения молодых американцев самой захватывающей...

Итак, барабанная дробь. Буквально через минуту я объявлю имя победителя своего конкурса «Выиграй поездку-2010».

Но сначала — послание от нашего спонсора, то есть меня. Для предыдущего поколения молодых американцев самой захватывающей волонтерской организацией был Корпус мира. В наши дни это — Teach for America («Преподавай ради Америки»), в этом году привлекшая 46 000 кандидатов на примерно четыре с половиной тысячи мест.

Корпус мира и «Преподавай ради Америки» воплощают лучшие стороны работы на общественных началах. Но эти программы не могут удовлетворить спрос молодежи, стремящейся помогать окружающим, и нам нужна новая инициатива: «Преподавай ради всего мира».

В моем понимании «Преподавай ради мира» была бы программой, на год посылающей молодых американцев в развивающиеся страны. Они могут преподавать английский или навыки работы с компьютером, тренировать баскетбольные команды или организовывать дискуссионные клубы. Программа была бы открыта для американцев старше 18 лет. В ней можно было бы участвовать, отложив на год поступление в университет, но в большинстве случаев она приходилась бы на перерыв между университетом и аспирантурой или реальной жизнью.

Принимающая страна предоставила бы место для жизни и пропитание, поселив волонтеров в местных семьях. Чтобы ограничить расходы, участники программы работали бы бесплатно и получали только авиабилеты, местный мобильный телефон, маленькую стипендию на общественный транспорт и сетки от малярийных комаров.

Эта программа спонсировалась бы американским правительством в рамках дипломатических усилий, которые за последние несколько десятилетий перестали приносить результаты.

«Преподавай ради мира» сыграла бы значительную роль в образовании самих американцев. Меньше чем у 30% американцев есть паспорта, и лишь четверть говорит на втором языке. А учить языки стоит не в американской классной комнате, а на улицах Кито, Дакара или Каира.

Вот один простой вопрос, который поможет выяснить, действительно ли человек знаком с другой страной и ее культурой: как на языке этой страны будет «дверная ручка»? Те, кто учил язык в школе, редко знают ответ на этот вопрос. Те, кто жил в чужой стране, — всегда. Готов поспорить, что те, кто знает, как на фарси будет «дверная ручка», почти единогласно выступают против военного нападения на Иран.

Американские университеты с некоторым опозданием начали понимать, насколько они провинциальны, и пытаются посылать за границу больше студентов. Гаучер-колледж в Балтиморе выдвигает учебу за границей как одно из требований к студентам, а Принстонский университет в Нью-Джерси создал программу помощи абитуриентам по организации заграничной поездки на год перед поступлением.

Влияние опыта жизни в развивающихся странах очевидно из примера Эбигэйл Фалик. В возрасте 16 лет она прожила лето в деревне в Никарагуа. Два года назад, будучи студенткой Гарвардской школы бизнеса, она выиграла конкурс на лучший план «социального бизнеса». Теперь она — генеральный директор некоммерческой организации Global Citizen Year, вышедшей из того конкурса. Организация на год отправляет выпускников школ работать в развивающиеся страны.

Первый выпуск Global Citizen Year сейчас «в поле», в Гватемале и Сенегале. Они преподают английский, компьютерные навыки, йогу, актерское мастерство и другие предметы. Теперь Фалик принимает заявки на второй год и через десять лет надеется ежегодно принимать в программу 10 000 человек.

Заставить молодых людей больше интересоваться общемировыми проблемами — цель моего ежегодного конкурса «Выиграй поездку», в котором я выбираю студента, который отправится со мной в путешествие по странам развивающегося мира, чтобы научиться о нем писать. В этот раз победителем стал 19-летний Митч Смит из города Оверлэнд-Парк, штат Канзас. Он — студент факультета журналистики Небрасского университета в Линкольне и замечательный писатель, который никогда не был за пределами США. Ждите записей и видеороликов из Африки в его блоге. (Один из вариантов — путешествие из Габона в Анголу через обе республики Конго.)

Тем, кому не улыбнулась удача в моем конкурсе, я могу сказать следующее: попросите президента Обаму основать программу «Преподавай ради мира», чтобы выиграть поездку самостоятельно.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera