Яблоки на Марсе, фермы на Луне

Этот материал вышел в The New York Times (19.03.2010)
ЧитатьЧитать номер
Общество

Время с 1957 по 1962 годы было золотым веком научной фантастики, которой сопутствовало изрядное количество паранойяльных страхов и юмора, вырвавшихся на просторы космоса. Будущее пока еще оставалось в будущем. Одним мерещились фермы на Луне и стартующие с неземных площадок ракеты. Других беспокоили инопланетные военные базы русских.

Ученые спорили, кому — людям или роботам — предстоит исследовать космос. Спутники и транзисторные приемники подчеркивали послевоенный триумф развития технологий, человечество стояло на пороге раскрытия тайн вселенной и укрощения атома (если, конечно, он первым не сведет человечество в могилу).

Некоторые из наиболее экзотических предсказаний будущего можно найти в проспектах крупных корпораций, наперебой хвалившихся своими техническими достижениями и зазывавших к себе талантливых инженеров. Благодаря огромным бюджетам Пентагона и НАСА космос в то время был золотой жилой.

Со страниц журналов «Авиационный еженедельник», «Ракеты» и даже «Форчун» компании, отчасти известные и в наши дни, заваливали публику своими прожектами. Например, в 1959 году компания Republic Aviation из Фармингдейла, штат Нью-Йорк, «разработчик и создатель непревзойденных катеров Thundercraft», разместила в «Еженедельнике авиационной и космической технологии» материал о проведенном ею эксперименте по выращиванию овощей в лунном климате. Эксперимент был заказан военно-воздушным ведомством в рамках планов по созданию базы на Луне.

Или вот еще: на страницах журнала Fortune компания American Bosch Arma Corporation представляет проект корабля «Космическая бабочка»: его электрические двигатели питаются солнечной энергией и он может перевозить пассажиров и грузы по всей Солнечной системе.

Большинство уже не помнит все эти завиральные идеи, но теперь с ними можно познакомиться в книге независимого историка и энтузиастки космических исследований Меган Прелинджер «Это тоже научная фантастика: гонка за первенство в космосе и реклама, 1957—1962». Книга выходит в издательстве Blast Books и должна поступить в продажу 25 мая.

Меган Прелинджер и ее муж Рик заведуют частной исследовательской библиотекой в Сан-Франциско. Основное место в собрании «Библиотеки Прелинджеров» занимают материалы по истории развития средств массовой информации, технологий и ландшафтов.

Меган Прелинджер говорит, что «выросла на научной фантастике и рассказах о космосе». В ее детских воспоминаниях высадка человека на Луну сливается с телесериалом Star Treck. «В результате, — рассказывает Меган, — я росла, чувствуя себя принадлежащей к миру высокоразвитых технологий».

На создание книги ее вдохновила поступившая в библиотеку большая подборка старых журналов, среди которых были «Еженедельник авиационной и космической технологии» и «Ракеты и реактивные снаряды». «Я не ожидала, что рекламные материалы в этих журналах окажутся даже более интересными, чем статьи», — пишет она в предисловии к своей книге.

Рекламные материалы буквально брызжут модернистской энергией и чрезвычайно интересны с точки зрения иконографии.

На обложку своей книги Меган Прелинджер поместила рекламный постер страховой компании, на котором изображен очевидно встревоженный и нервничающий человек в сером фланелевом костюме, плавающий в открытом космосе, среди планет и звезд. На иллюстрациях к книге можно видеть изображения лунных горных цепей и долин, как две капли воды похожих на горы, каньоны и пустыни американского Запада.

На одной из иллюстраций изображение рук Бога и Адама из выполненной Микеланджело росписи потолка Сикстинской капеллы трансформировалось в две гигантские космические перчатки, сцепленные в рукопожатии. На другой силуэт космического корабля напоминает крест.

«Эти изображения свидетельствуют о том, что человечество надеялось отыскать в космосе ответ на тайны надмирного», — пишет Меган Прелинджер.

Трудно сказать, что сейчас вызывает большую ностальгию: детские мечты о космосе или оптимизм, сопровождавший бурное развитие техники. Почти все рекламные материалы заканчиваются призывами стать частью процветающей компании, которой принадлежит будущее. В те дни, стоя за кульманом или за рабочим столом, разрабатывая новую антенну или самозатягивающуюся гайку, можно было ощущать себя космическим первопроходцем.