Яблоки на Марсе, фермы на Луне

Этот материал вышел в The New York Times (19.03.2010)
ЧитатьЧитать номер
Общество

Время с 1957 по 1962 годы было золотым веком научной фантастики, которой сопутствовало изрядное количество паранойяльных страхов и юмора, вырвавшихся на просторы космоса. Будущее пока еще оставалось в будущем. Одним мерещились фермы на Луне и стартующие с неземных площадок ракеты. Других беспокоили инопланетные военные базы русских.

Ученые спорили, кому — людям или роботам — предстоит исследовать космос. Спутники и транзисторные приемники подчеркивали послевоенный триумф развития технологий, человечество стояло на пороге раскрытия тайн вселенной и укрощения атома (если, конечно, он первым не сведет человечество в могилу).

Некоторые из наиболее экзотических предсказаний будущего можно найти в проспектах крупных корпораций, наперебой хвалившихся своими техническими достижениями и зазывавших к себе талантливых инженеров. Благодаря огромным бюджетам Пентагона и НАСА космос в то время был золотой жилой.

Со страниц журналов «Авиационный еженедельник», «Ракеты» и даже «Форчун» компании, отчасти известные и в наши дни, заваливали публику своими прожектами. Например, в 1959 году компания Republic Aviation из Фармингдейла, штат Нью-Йорк, «разработчик и создатель непревзойденных катеров Thundercraft», разместила в «Еженедельнике авиационной и космической технологии» материал о проведенном ею эксперименте по выращиванию овощей в лунном климате. Эксперимент был заказан военно-воздушным ведомством в рамках планов по созданию базы на Луне.

Или вот еще: на страницах журнала Fortune компания American Bosch Arma Corporation представляет проект корабля «Космическая бабочка»: его электрические двигатели питаются солнечной энергией и он может перевозить пассажиров и грузы по всей Солнечной системе.

Большинство уже не помнит все эти завиральные идеи, но теперь с ними можно познакомиться в книге независимого историка и энтузиастки космических исследований Меган Прелинджер «Это тоже научная фантастика: гонка за первенство в космосе и реклама, 1957—1962». Книга выходит в издательстве Blast Books и должна поступить в продажу 25 мая.

Меган Прелинджер и ее муж Рик заведуют частной исследовательской библиотекой в Сан-Франциско. Основное место в собрании «Библиотеки Прелинджеров» занимают материалы по истории развития средств массовой информации, технологий и ландшафтов.

Меган Прелинджер говорит, что «выросла на научной фантастике и рассказах о космосе». В ее детских воспоминаниях высадка человека на Луну сливается с телесериалом Star Treck. «В результате, — рассказывает Меган, — я росла, чувствуя себя принадлежащей к миру высокоразвитых технологий».

На создание книги ее вдохновила поступившая в библиотеку большая подборка старых журналов, среди которых были «Еженедельник авиационной и космической технологии» и «Ракеты и реактивные снаряды». «Я не ожидала, что рекламные материалы в этих журналах окажутся даже более интересными, чем статьи», — пишет она в предисловии к своей книге.

Рекламные материалы буквально брызжут модернистской энергией и чрезвычайно интересны с точки зрения иконографии.

На обложку своей книги Меган Прелинджер поместила рекламный постер страховой компании, на котором изображен очевидно встревоженный и нервничающий человек в сером фланелевом костюме, плавающий в открытом космосе, среди планет и звезд. На иллюстрациях к книге можно видеть изображения лунных горных цепей и долин, как две капли воды похожих на горы, каньоны и пустыни американского Запада.

На одной из иллюстраций изображение рук Бога и Адама из выполненной Микеланджело росписи потолка Сикстинской капеллы трансформировалось в две гигантские космические перчатки, сцепленные в рукопожатии. На другой силуэт космического корабля напоминает крест.

«Эти изображения свидетельствуют о том, что человечество надеялось отыскать в космосе ответ на тайны надмирного», — пишет Меган Прелинджер.

Трудно сказать, что сейчас вызывает большую ностальгию: детские мечты о космосе или оптимизм, сопровождавший бурное развитие техники. Почти все рекламные материалы заканчиваются призывами стать частью процветающей компании, которой принадлежит будущее. В те дни, стоя за кульманом или за рабочим столом, разрабатывая новую антенну или самозатягивающуюся гайку, можно было ощущать себя космическим первопроходцем.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Стать соучастником