Сюжеты

Против Советского Союза и «Талибана»

После окончания «холодной войны» U-2 обрел вторую жизнь

Этот материал вышел в The New York Times (26.03.2010)
ЧитатьЧитать номер
Общество

Стратосферный шпионский самолет U-2, неоднократно оказывавшийся в центре событий времен «холодной войны», готовится к выходу на заслуженный отдых. Еще четыре года назад Пентагон готовился списать эти самолеты, впервые поднявшиеся в небо в...

Стратосферный шпионский самолет U-2, неоднократно оказывавшийся в центре событий времен «холодной войны», готовится к выходу на заслуженный отдых.

Еще четыре года назад Пентагон готовился списать эти самолеты, впервые поднявшиеся в небо в 1955 году. Тогда конгресс воспротивился этим планам, посчитав, что U-2 еще могут пригодиться.

Конгресс оказался прав: после установки новых мощных датчиков U-2 стал самым востребованным разведывательным летательным аппаратом в новых условиях войны в Афганистане.

При поиске заложенных боевиками мин U-2 оказался более эффективным, чем беспилотные летательные аппараты. Планы операций против «Талибана» во многом опираются на разведывательную информацию, собранную с использованием этих самолетов.

Сегодняшнее амплуа U-2 разительно отличается от роли, которая отводилась ему в противостоянии разведок СССР и США. Он разрабатывался для обнаружения советских ракет и привлек к себе всеобщее внимание, когда в 1960 году совершавший на этом самолете сквозной перелет над территорией СССР пилот Фрэнсис Гэри Пауэрс был сбит советской ракетой. В 1962 году сделанные U-2 фотоснимки положили начало Карибскому кризису. Новые модификации самолета участвовали в сборе разведданных во всех войнах, в которых с тех пор участвовала Америка, и до сих пор осуществляют разведку над территориями таких стран как Северная Корея.

Если раньше одетые в космические скафандры пилоты U-2 в полете пребывали в полной изоляции, то теперь в Афганистане они работают в постоянном радиоконтакте с наземными войсками. И если раньше они летали только в стратосфере, то сейчас их часто используют на средних высотах для обнаружения караванов и поддержки солдат на поле боя.

«Можно сказать, что после стольких лет U-2 вновь находится в расцвете сил, — говорит подполковник Джейсон Браун, командир разведывательного дивизиона, занятого разработкой операций и анализом данных. — Его возможностям нет равных».

По сведениям из военных источников, на протяжении нескольких недель, предшествовавших недавнему наступлению на Марджу, несколько из остающихся в строю самолетов U-2 обнаружили почти 150 мин, заложенных на дорогах и площадках, пригодных для посадки вертолетов. В результате морская пехота смогла обезвредить их до начала сражения за город.

Морские пехотинцы говорят, что им очень помогали фотографии, сделанные старым пленочными камерами, которыми оснащены U-2. Разрешение на этих панорамных снимках настолько высокое, что можно различить следы, оставленные на земле пешими боевиками. В то же время современные цифровые камеры, также установленные на U-2, регулярно поставляли морским пехотинцам обновленные снимки 25 мест страны, которые считались наиболее опасными.

Возможность полетов на максимальных высотах, некогда служившая защите U-2 от противовоздушных ракет, сейчас используется для пеленга переговоров боевиков по мобильным телефонам в горах, которые исключают возможность перехвата другими средствами.

В результате, по словам подполковника Брауна, U-2 часто удается добывать информацию, помогающую определить координаты целей для беспилотных аппаратов Predator и Reaper, оснащенных видеокамерами и ракетами. Наиболее надежную разведывательную информацию удается получить совместным использованием в одном и том же районе U-2 и беспилотников. Такая тактика в последнее время используется все чаще.

U-2, неофициально прозванными «Леди дракон», непросто управлять. Им поручают опасные и трудные задания. Каждый день они вылетают с баз в Персидском заливе на задания в Ирак и в Афганистан и проводят в воздухе от 9 до 12 часов. Пилоты на заданиях подкрепляют свои силы едой из пластиковых туб и летают в космических скафандрах, поскольку без них на таких высотах кровь в буквальном смысле закипает.

На смену U-2 предназначен аппарат Global Hawk — дистанционно управляемый беспилотник, способный летать почти на таких же высотах, как U-2, и оставаться в воздухе по 24 часа и больше. Первые аппараты Global Hawk уже приступили к выполнению заданий в Ираке и Афганистане.

«Чтобы не отставать от жизни, нам приходилось вертеться, — говорит майор Даг Макмэхон, три года отлетавший на U-2. — Но всему когда-то приходит конец».

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera