Сюжеты

Совсем уж затяжной прыжок

Парашютист будет лететь со скоростью 1110 км/ч

Этот материал вышел в The New York Times (26.03.2010)
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Как правило, Феликс Баумгартнер редко тренируется перед прыжками. Он уже прыгал с двух зданий, входящих в число самых высоких в мире, со статуи Христа Искупителя в Рио-де-Жанейро (тогда он установил рекорд по минимальной высоте прыжка — 30...

Как правило, Феликс Баумгартнер редко тренируется перед прыжками.

Он уже прыгал с двух зданий, входящих в число самых высоких в мире, со статуи Христа Искупителя в Рио-де-Жанейро (тогда он установил рекорд по минимальной высоте прыжка — 30 метров). Он совершил перелет через Ла-Манш с помощью костюма-крыла, прыгнул в пещеру глубиной в 190 метров и раньше считал этот прыжок самым трудным в своей карьере.

Но теперь у «бесстрашного Феликса», как называют его поклонники, в планах кое-что посложнее: прыжок из гондолы стратостата, наполненного гелием и поднятого в верхние слои атмосферы — на высоту не меньше 36,5 тысячи метров над землей. По расчетам Баумгартнера, за полминуты он наберет скорость в 1110 километров в час и станет первым парашютистом, превысившим скорость звука. После свободного падения в течение пяти с половиной минут его парашют раскроется, и он приземлится примерно в 37 километрах под стратостатом.

По крайней мере, таков его план. В действительности никто не знает, какой эффект окажет на его тело ударная волна, когда он превысит скорость звука. Прыжок, который запланирован на этот год, побьет один из самых уважаемых авиакосмических рекордов. Уже полвека никому не удается превзойти рекорд по высоте прыжка, установленный Джо Киттингером в рамках программы ВВС США, известной под названием «Проект Эксельсиор».

81-летний полковник в отставке Киттингер входит в команду Red Bull Stratos, работающую над организацией прыжка Баумгартнера. Их работу финансирует компания по производству одноименного энергетического напитка.

«50 лет мне каждый месяц звонили люди, желающие побить мой рекорд, — говорит Киттингер. — Я не хотел иметь с ними ничего общего, потому что они не представляют себе, с чем придется иметь дело».

Свыше тридцати ветеранов НАСА, ВВС США и аэрокосмической отрасли три года работали над планом прыжка, производством стратостата и герметизированной гондолы и разработкой скафандра для Баумгартнера. Новый рекорд — не единственная цель. Они надеются провести ряд физиологических исследований и разработать процедуры, которые помогут будущим космонавтом пережить разгерметизацию кабины или катапультирование в стратосфере.

Одна из главных задач — избежать того, что чуть не убило Киттингера в ходе «Проекта Эксельсиор». Во время свободного падения для стабилизации тела использовался маленький парашют, но в ходе одного из пробных прыжков в 1959 году парашют не раскрылся из-за того, что его стропа обернулась вокруг шеи Киттингера.

В результате его тело начало вращаться с частотой в 120 оборотов в минуту в падении с высоты в 18 тысяч метров. Киттингер потерял сознание и очнулся только в километре от земли, когда автоматически раскрылся резервный парашют.

Баумгартнер не собирается пользоваться стабилизирующим парашютом и планирует избежать вращения, меняя угол тела и прижав руки к бокам.

Чтобы пережить разреженный воздух и холод стратосферы, 41-летнему Баумгартнеру, когда-то служившему десантником в австрийской армии, придется надеть герметичный шлем и высотный компенсирующий костюм.

По словам Арта Томпсона, технического директора проекта, скорость звука превышало довольно много самолетов, но трансзвуковых людей пока что не было.

«Можно сколько угодно работать с моделями, но человеческое тело не твердая поверхность и не имеет обтекаемой формы, — говорит Томпсон. — Какие-то части тела могут превысить скорость звука раньше других, и между поверхностями возникнут флаттерные колебания».

Нанесут ли они вред телу?

«Мы просто не знаем, что будет с Феликсом и его костюмом, когда он превысит скорость звука, — говорит другой инженер проекта Майк Тодд, работавший над высотными скафандрами для пилотов самолетов-шпионов ВВС в знаменитом исследовательском подразделении Skunk Works компании Lockheed. — Если одна половина тела Феликса окажется быстрее звука, а вторая — нет, может возникнуть турбулентность, и он потеряет контроль».

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera