Сюжеты

Экспертный совет по вопросам вкуса

Хочешь принять решение? Устрой соцопрос

Этот материал вышел в The New York Times (26.03.2010)
ЧитатьЧитать номер
Общество

На днях стипендиат фонда С.Т. Ли, профессор Колумбийского университета Шина Айенгер, вернувшись домой после работы и переодевшись в кремового цвета джемпер, кардиган такого же цвета и узкую прямую юбку, сидела во главе длинного обеденного...

На днях стипендиат фонда С.Т. Ли, профессор Колумбийского университета Шина Айенгер, вернувшись домой после работы и переодевшись в кремового цвета джемпер, кардиган такого же цвета и узкую прямую юбку, сидела во главе длинного обеденного стола вишневого дерева. Этот стол, так же как и весь выдержанный в бежевых тонах дизайн гостиной, и мебель, купленная на аукционах или привезенная из Индии, Шина и ее муж, финансист и также профессор Колумбийского университета Гаруд Айенгер, выбирали сами. Вся обстановка была связана единым стилем, и костюм доктора Айенгер гармонировал с ней.

Нужно уточнить: доктор Айенгер слепа. Помимо этого она, будучи специалистом по социальной психологии, твердо уверена, что только на собственный вкус полагаться нельзя. Как же ей удается принимать решения относительно таких разных вещей, как одежда, живопись или мебель, не прибегая к помощи зрения и не полагаясь безоговорочно на свой вкус?

Подобно большинству из нас, доктор Айенгер не является специалистом ни в живописи, ни в дизайне интерьера, ни в моде. Зато она специалист в области принятия решений. В марте в свет вышла ее первая книга «Искусство делать выбор», где доктор Айенгер рассказывает о биологических и психологических аспектах процесса выбора, исследует подходы к принятию решений, утвердившиеся в разных культурах, и дает советы по поводу того, как делать верный выбор.

«Мы приходим в этот мир, обладая желаниями, но не умея делать выбор, — рассказывает она. — Мы не знаем, что нам нравится, и не понимаем того, что видим. Я твердо верю, что выбор не должен основываться на личном вкусе. Например, мой макияж кому-то кажется слишком блеклым, а кому-то естественным. Каждый уверен, что его мнение верное. Поэтому я всегда стремлюсь найти точку консенсуса. Это правило помогает мне принимать решения».

Доктор Айенгер не шутит. И свой гардероб, и мебель для своей квартиры она выбирает, советуясь с несколькими людьми, мнению которых она доверяет. Она выслушивает все мнения, взвешивает их и только после этого делает выбор.

«Не опросив судей, я не могу представить, как та или иная вещь будет выглядеть, — говорит доктор Айенгер. — Обстановка вашего дома многое говорит о вас, и хочется, чтобы она рассказывала то, что вам нравится, а не наоборот, не так ли?»

В середине 90-х годов, учась в докторантуре в Стэнфорде, доктор Айенгер, которой сейчас 40 лет, провела эксперимент: участники исследования поставили столики в местном супермаркете и предлагали покупателям попробовать разные сорта джема. На одном столике было выставлено 6 разных баночек с джемом, на другом 24. Эксперимент показал, что многие из тех, кто пробовал джем у первого столика, купили себе по баночке. Большинство из тех, кто делал выбор из более широкого ассортимента, не купили ничего. Этот эксперимент принес доктору Айенгер авторитет как в корпоративных кругах, так и среди коллег-социопсихологов.

В своей книге доктор Айенгер пишет о магическом числе семь: все, что больше этого числа, оборачивается меньшим результатом.

Так, «экспертная комиссия» доктора Айенгер состоит из примерно пяти человек. Трое из них — ее сотрудники: Эстер Аджиашвили (русская, любит яркие цвета), уроженка Делавэра Кейт Макпай («одевается в магазинах J.Crew») и Джон Ремарек (по тому, как он выглядит, «любой сразу скажет, что на одежду он не обращает внимания»).

Иногда доктор Айенгер интересуется также мнением своего спортивного тренера или кого-то из друзей. Конечно, мнение ее мужа всегда принимается во внимание (Шина считает, что у него «вкус бродяги»: он хотел покрасить стены в их гостиной в черный цвет. Но сам он в письме автору этой статьи назвал свой вкус консервативным, подтвердив тем самым убеждение своей жены в том, что все расхожие ярлыки на поверку оказываются слишком субъективными).

«Когда я впервые обращаюсь к кому-то за советом, люди высказываются неохотно, — рассказывает Шина. — Но затем, когда они понимают, что кроме них я обращусь за тем же советом к другим и что я не обязательно решу последовать их совету, они успокаиваются, перестают бояться и свободно высказывают свое мнение».

«Дизайн гостиной создается на протяжении уже двух лет, и пока еще не закончен, — сказала Шина Аейнгер. — Когда выбираешь, нужно выбирать тщательно».

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera