Сюжеты

Ешь, сколько сможешь

Фрески Дионисия — на Сытном дворе в «Коломенском»

Этот материал вышел в № 31 от 26 марта 2010 г.
ЧитатьЧитать номер
Культура

Екатерина Васенинакорреспондент отдела культуры

Фрески Дионисия Ферапонтова монастыря из Вологодской области ненадолго приехали в московский музей-заповедник «Коломенское». Прибыли в виде фотографий. Не спешите разочаровываться — фотографии совершенно особенные. Фотохудожник и издатель...

Фрески Дионисия Ферапонтова монастыря из Вологодской области ненадолго приехали в московский музей-заповедник «Коломенское». Прибыли в виде фотографий. Не спешите разочаровываться — фотографии совершенно особенные.

Фотохудожник и издатель Юрий Холдин, трагически погибший несколько лет назад, сделал так, что перед нами не фотокопии, не оцифровка, не съемка со вспышкой или искусственным освещением — все это методы репродукции. Сколько лет ушло на осуществление передачи цвета фресок собора Рождества Богородицы и создание ощущения обратной перспективы, свойственной иконописи, мы уже не узнаем никогда. За эталон было взято ощущение цвета, возникающее в пространстве храма в полдень солнечного дня.

Холдин очень внимательно прочитал работу о цветоведении нобелевского лауреата, физика Вильгельма Оствальда: «Цветом называется то ощущение, которое возникает в результате передачи внешних раздражений, вызванных светом, через глаз в мозг… Словом «цвет» называется определенный класс психических переживаний, которые возникают благодаря раздражению глаза лучистой энергией».

Фотограф поправил физика: в экспозиции «Свет фресок Дионисия — миру» дано лечение глаза, мозга лучистой энергией фресок. Из технологически объяснимого — Холдин снимал днем, на лесах поднимал фотоаппаратуру к храмовому небу, дожидался, пока леса перестанут качаться, нажимал дистанционный пуск. Благодаря этому можно видеть сюжеты в мельчайших подробностях, всю роспись XV века, что невозможно и при личном осмотре.

Свет содержит непрерывное движение. В пространстве запечатленной храмовой архитектуры это усилие созидания, терпения, внимания, тяжелого, но посильного духовного роста. «Преизящность» стиля Дионисия Мудрого, московского богослова-художника, в наилучшем и полном виде сохранилась в монастыре северного Вологодского края, где солнце редкость, суровый климат делает людей строже, а вот поди ж ты — незабываемо нежные, умягчающие тона, цвет, как перелив пастушьей свирели. «Чтоб красоту создать, надо самому быть чистому душой» — сказавший это композитор Глинка с Холдиным был не знаком, но Холдин знал этот закон.

Фрески показывают в помещении Сытного двора. Только выйдя со двора, поняла, что была голодна.

Сытный двор музея «Коломенское». Проспект Андропова, 39. До 2 июня

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera