Сюжеты

Ешь, сколько сможешь

Фрески Дионисия — на Сытном дворе в «Коломенском»

Этот материал вышел в № 31 от 26 марта 2010 г.
ЧитатьЧитать номер
Культура

Екатерина Васенинакорреспондент отдела культуры

 

Фрески Дионисия Ферапонтова монастыря из Вологодской области ненадолго приехали в московский музей-заповедник «Коломенское». Прибыли в виде фотографий. Не спешите разочаровываться — фотографии совершенно особенные. Фотохудожник и издатель...

Фрески Дионисия Ферапонтова монастыря из Вологодской области ненадолго приехали в московский музей-заповедник «Коломенское». Прибыли в виде фотографий. Не спешите разочаровываться — фотографии совершенно особенные.

Фотохудожник и издатель Юрий Холдин, трагически погибший несколько лет назад, сделал так, что перед нами не фотокопии, не оцифровка, не съемка со вспышкой или искусственным освещением — все это методы репродукции. Сколько лет ушло на осуществление передачи цвета фресок собора Рождества Богородицы и создание ощущения обратной перспективы, свойственной иконописи, мы уже не узнаем никогда. За эталон было взято ощущение цвета, возникающее в пространстве храма в полдень солнечного дня.

Холдин очень внимательно прочитал работу о цветоведении нобелевского лауреата, физика Вильгельма Оствальда: «Цветом называется то ощущение, которое возникает в результате передачи внешних раздражений, вызванных светом, через глаз в мозг… Словом «цвет» называется определенный класс психических переживаний, которые возникают благодаря раздражению глаза лучистой энергией».

Фотограф поправил физика: в экспозиции «Свет фресок Дионисия — миру» дано лечение глаза, мозга лучистой энергией фресок. Из технологически объяснимого — Холдин снимал днем, на лесах поднимал фотоаппаратуру к храмовому небу, дожидался, пока леса перестанут качаться, нажимал дистанционный пуск. Благодаря этому можно видеть сюжеты в мельчайших подробностях, всю роспись XV века, что невозможно и при личном осмотре.

Свет содержит непрерывное движение. В пространстве запечатленной храмовой архитектуры это усилие созидания, терпения, внимания, тяжелого, но посильного духовного роста. «Преизящность» стиля Дионисия Мудрого, московского богослова-художника, в наилучшем и полном виде сохранилась в монастыре северного Вологодского края, где солнце редкость, суровый климат делает людей строже, а вот поди ж ты — незабываемо нежные, умягчающие тона, цвет, как перелив пастушьей свирели. «Чтоб красоту создать, надо самому быть чистому душой» — сказавший это композитор Глинка с Холдиным был не знаком, но Холдин знал этот закон.

Фрески показывают в помещении Сытного двора. Только выйдя со двора, поняла, что была голодна.

Сытный двор музея «Коломенское». Проспект Андропова, 39. До 2 июня

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera