Сюжеты

Искусство, профессия, совесть

Некоторые из лауреатов XXIII Национальной кинематографической премии «Ника» были известны заранее

Этот материал вышел в № 33 от 31 марта 2010 г.
ЧитатьЧитать номер
Культура

Лариса Малюковаобозреватель «Новой»

Олег Иванович Янковский за две прощальные работы - Каренина и митрополита Филиппа - назван лучшим актером. Надо сказать, в российском кино последнего времени в значимости, крупности создаваемых характеров ему не было равных. Людмила...

Олег Иванович Янковский за две прощальные работы - Каренина и митрополита Филиппа - назван лучшим актером. Надо сказать, в российском кино последнего времени в значимости, крупности создаваемых характеров ему не было равных. Людмила Гурченко удостоена приза «Честь и достоинство». Юрий Норштейн получил приз за выдающийся вклад в Российский кинематограф. Формулировка неверная. Вклад Норштейна в мировое киноискусство трудно переоценить, недаром он создатель «лучшего фильма всех времен и народов». С его мастерством лабал бы себе «мульты» по фильму в год, беды не знал – награды и деньги - рекой. А он мятежный обрек себя на многолетнюю каторгу создания шедевра.

Норштейн вообще неудобный. Вот и на празднике завел непарадный разговор про душную атмосферу, в которой живем, диктатуре чиновничества. Вообще, что касается праздника… Его не получилось. Настроение у людей – никакое. Похороны, взрывы. Да и российское кино сегодня переживает не лучший период. Больше года не запускаются новые проекты. Киносообщество разорвано заживо. Речи «вручающих» и лауреатов были окрашены трауром. Максим Суханов (он разделил приз за лучшую роль второго плана с Романом Мадяновым и Сергеем Дрейденом) продолжил речь Норштейна о чиновничьем беспределе. Он предложил кинематографистам года на два перестать снимать кино, а деньги искать на …борьбу с чиновниками.

Ника 2010 ностальгировала по прошлому. Когда в 1987 году первую российскую кинопремию (и тогда единственную) вручали в «Доме кино» ведущий Александр Абдулов говорил, как здорово, что наконец кинематографисты могут сами без звонков «сверху» выбирать достойнейших. Кинематографисты были воодушевлены, оглушены внезапно распахнувшими горизонтами бесцензурной свободы, демократических преобразований. Триединство: искусство, профессия, совесть - в основе их предпочтений.

«Ника» документировала историю страны, но что еще более важно, выстраивала нравственный вектор общества, не мифологизирующего свою историю «по щучьему велению». Первым «лучшим фильмом» было «Покаяние». За ним «Холодное лето 53-го года», «Астенический синдром», «Вор», «Хрусталев, машину», «Свои»… Средствами искусства Абуладзе и Герман, Муратова и Параджанов говорили с современниками о важном. О них самих. Сегодня в кинематографе говорят про деньги. Самих творцов настиг морок депрессии, разочарования. За исключением тех, кто готов с рвением и «отвагой», как сказал главный «именинник» вечера Андрей Хржановский, утверждать монополию на патриотизм. Его фильм – симфоническая поэма о Бродском «Полторы комнаты…» увенчана главными наградами: за сценарий, режиссуру, «лучший фильм». Герман, передавая Хржановскому «Нику», сказал: «Режиссер – летящая профессия. Не может быть напуганного режиссера». Вот отчего у нас так плохо с этим делом…

Потом на сцену вышел Андрей Смирнов и призвал всех разметать «тоску зеленую» и уныние в клочки. «Ну, хорошо, у нас отобрали Киноцентр, в нынешнем Союзе кинематографистов приличным людям находиться невозможно, страна переживает не лучшие времена. Что, уходить в ностальгию? Но ведь российский кинематограф это уже не мы, это Сигарев. Балабанов, Хлебников. Попогребский, Германика. Вот вы и создавайте профессиональное содружество кинематографистов. А мы охотно к вам присоединимся. «Ника» приветствует поколение «нулевых». Среди главных номинантов: Сигарев, Мизгирев, Родионов и Хлебников. Паша Бардин удостоен  приза «Открытие года» за фильм «Россия 88», облыжно обвиненный в экстремизме. «Волчок» Сигарева прорвался в номинацию «Лучший фильм» и получил приз за операторское мастерство (оператор Алексей Арсентьев). Но достойную конкуренцию им оказали и бойцы старой гвардии. Среди них самый «летящий» из режиссеров - Кира Муратова, своим святочным апокалипсисом «Мелодия для шарманки» снова изумившая нас свежестью и мудростью взгляда. Ее фильм назван лучшим на территории СНГ.

Любопытно, что в отсутствии общего пространства, возможности (желания?) собраться, «Ника» превратилась в площадку для дискуссии о том, как кинематографистам жить дальше. И в какой стране. Собственно про это все фильмы, номинированные в категории «Лучший фильм»: «Петя по дороге в царствие небесное» Николая Досталя, «Палата №6» Карена Шахназарова, «Полторы комнаты…» Андрея Хржановского, «Царь» Павла Лунгина. В отличие от «Орла», предпочитающего патриотику, отмечающего кинокумиров и иностранных звезд, для «Ники» важнейшим обстоятельством и смыслом ее существования являются «жизненные ориентации и принципы», нормы поведения людей по отношению друг к другу и обществу, границы между совестливостью и бессовестностью. В общем, всем тем, что именуется моралью. Границы эти прослеживались в работах тех, кто получал приз «Честь и достоинство»: Райзмана и Чухрая, Хейфеца и Габриловича, Данелии и Рязанова, Швейцера и Тодоровского. Кажется Ростан подметил: «Мораль – это то, что остается от страха, когда он позабыт». Выясняется, что «осталось» совсем немного.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera