Сюжеты

Дети, конечно, читают. Только что?

Этот материал вышел в The New York Times (02.04.2010)
ЧитатьЧитать номер
Общество

В современном мире в возможности получить образование чаще отказывают девочкам. Даже в США у большинства людей слова «гендерный разрыв» ассоциируются с девочками, плохо знающими математику. Но теперь мы неожиданно столкнулись с обратной...

В современном мире в возможности получить образование чаще отказывают девочкам. Даже в США у большинства людей слова «гендерный разрыв» ассоциируются с девочками, плохо знающими математику.

Но теперь мы неожиданно столкнулись с обратной стороной этой проблемы. В школах как США, так и других западных стран плохо учатся в основном мальчики. Последние исследования показывают, что девочки практически сравнялись с ними в математике, намного лучше читают и пишут и, похоже, просто больше стараются.

В Национальном обществе отличников говорят, что девочки составляют 64% его членов — особо успешных учеников старших классов. Некоторые университеты помогают абитуриентам-мальчикам готовиться к поступлению — да, это позитивная дискриминация в пользу белых мужчин, — чтобы избежать перекоса в соотношении полов студентов.

Новый доклад Независимого исследовательского центра по политике в области образования подтверждает, что мальчики отстают от девочек в навыках чтения. Например, в начальной школе около 79% девочек и только 72% мальчиков умеют читать на уровне «выше среднего». Подобный же разрыв существует в средних и старших классах.

В каждом штате, в каждой из трех возрастных групп девочки в среднем показали лучшие результаты, чем мальчики.

«Самая важная проблема, связанная с гендерным разрывом, — это отставание, показанное мальчиками в навыках чтения», — говорится в докладе.

Отрезвляющая новая книга Ричарда Уитмира «Почему мальчики плохо учатся», ссылается на огромное количество данных, свидетельствующих о его правоте:

— Средняя оценка в старших классах школы у девочек — 3,09, а у мальчиков — 2,86 (при максимальном балле 4). Вероятность того, что мальчик останется на второй год, почти в два раза больше, чем у девочек.

— Вероятность того, что мальчика временно исключат из школы, в два раза выше, чем у девочек, а того, что мальчика выгонят из школы совсем, — в три раза выше. Есть разные оценки количества детей-недоучек, но похоже, что мальчиков среди них на четверть больше, чем девочек.

— Женщины получают 57% от общего числа дипломов бакалавра, выдаваемых белым, и 62% от общего числа дипломов магистра. Среди негров эти цифры составляют, соответственно, 66 и 72%.

— В федеральных тестах правописания 32% девочек показывают результат «выше среднего» или лучше. Среди мальчиков — 16%.

Есть одно важно исключение: среди самых успешных учеников мальчики все же преобладают. Особенно в математике.

В выпуске 2009 года 297 учеников получили максимальную оценку в 800 баллов во всех трех частях теста SAT, сдаваемого для поступления в университеты. По словам Катлин Стайнберг из организации College Board, контролирующей сдачу тестов, 62% из них были мальчиками. В тесте по математике мальчики составили 69% набравших высший балл.

Распространено мнение, что плохо учатся мальчики только из семей национальных меньшинств. Но в книге «Почему мальчики плохо учатся» говорится, что среди белых мальчиков, у которых хотя бы один родитель имеет высшее образование, 23% показывают результат «ниже базового уровня» в тестах на чтение после окончания старших классов. Среди девочек — 7%.

Точно так же отстают мальчики в Скандинавии, Канаде, Великобритании и многих других промышленно развитых странах.

Что же происходит?

Выдвигается много объяснений. Некоторые считают, что мальчики устроены так, что учатся медленнее, возможно, потому что в ходе эволюции учились охотиться на волков, а не поднимать руки в классе. Но это не объясняет того факта, что мальчики стали хуже учиться именно в последние десятилетия.
Уитмир утверждает, что в корне проблемы — больший акцент на навыках письма и чтения, которым учат «скучными» для мальчиков методами. «Мир стал вербальнее, — пишет он, — а мальчики нет».

В результате, говорит автор, мальчики раздражаются, бунтуют и перестают любить школу. «Отсутствие навыков чтения становится все более серьезной проблемой во всех классах, — пишет он. — К пятому классу худший ученик читает всего лишь около 60 000 слов в год в школе и вне ее, по сравнению со средним учеником, который читает около 800 000 слов».

Некоторые эксперты в сфере образования считают, что одним из возможных решений может быть продвижение малоинтеллектуальных, приключенческих и даже шокирующих книг, которые вызывают непропорционально больший интерес у мальчиков. (Признаюсь, в детстве я был большим поклонником серии детективов про братьев Харди, а затем с их помощью сделал из собственных детей больших любителей чтения.)

Действительно, чем больше книга пугает родителей, тем больше, кажется, она затягивает мальчиков. Интернет-сайт guysread.com содержит полезные списки книг, которыми можно привлечь мальчиков к чтению. Они даже отсортированы по таким удобным категориям, как «призраки», «боксеры, борцы, бойцы без правил» и «не меньше одного взрыва».

Стоит ли беспокоиться о том, что мальчики плохо учатся в школах в наше время, когда мужчины все еще составляют огромное большинство в конгрессе США, советах директоров и политических кругах? Конечно, стоит: наше будущее зависит от наиболее полного использования доступного нам человеческого капитала. Если ради этого придется воспитывать мальчиков на взрывах, оно того стоит.

Николас Кристоф

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera