Сюжеты

Никто не хотел праздновать

Это была самая мрачная церемония «Ники» за всю историю

Этот материал вышел в № 34 от 2 апреля 2010 г.
ЧитатьЧитать номер
Культура

Лариса Малюковаобозреватель «Новой»

 

Некоторые из лауреатов XXIII Национальной кинематографической премии «Ника» были известны заранее. Олег Иванович Янковский за две прощальные работы (Каренина и митрополита Филиппа) назван лучшим актером. Надо сказать, в российском кино...

Некоторые из лауреатов XXIII Национальной кинематографической премии «Ника» были известны заранее. Олег Иванович Янковский за две прощальные работы (Каренина и митрополита Филиппа) назван лучшим актером. Надо сказать, в российском кино последнего времени в значимости, крупности создаваемых характеров ему не было равных. Людмила Гурченко удостоена приза «Честь и достоинство». Юрий Норштейн получил приз за выдающийся вклад в российский кинематограф. Формулировка неверная. Вклад Норштейна в мировое киноискусство трудно переоценить, недаром он создатель «лучшего фильма всех времен и народов». С его мастерством лабал бы себе «мульты» — по фильму в год, беды бы не знал: награды и деньги — рекой. А он, мятежный, обрек себя на многолетнюю каторгу создания шедевра.

Норштейн вообще неудобный. Вот и на празднике завел непарадный разговор про душную атмосферу, в которой живем, диктатуру чиновничества. Вообще, что касается праздника… Его не получилось. Настроение у людей — никакое. Да и российское кино сегодня переживает не лучший период. Больше года не запускаются новые проекты. Киносообщество разорвано заживо. Речи вручающих и лауреатов были окрашены трауром. Максим Суханов (он разделил приз за лучшую роль второго плана с Романом Мадяновым и Сергеем Дрейденом) продолжил речь Норштейна о чиновничьем беспределе. Он предложил кинематографистам года на два перестать снимать кино, а деньги искать на… борьбу с чиновниками.

«Ника-2010» ностальгировала по прошлому. Когда в 1987 году первую российскую кинопремию (и тогда единственную) вручали в Доме кино, ведущий Александр Абдулов говорил, как здорово, что наконец кинематографисты могут сами, без звонков «сверху», выбирать достойнейших. Кинематографисты были воодушевлены, оглушены внезапно распахнувшимися горизонтами бесцензурной свободы, демократических преобразований. Триединство: искусство, профессия, совесть — в основе их предпочтений.

«Ника» документировала историю страны. Первым «лучшим фильмом» было «Покаяние». За ним «Холодное лето 53-го года», «Астенический синдром», «Вор», «Хрусталев, машину», «Свои»… Средствами искусства Абуладзе и Герман, Муратова и Параджанов говорили с современниками о важном. О них самих. Сегодня в кинематографе говорят про деньги. Самих творцов настиг морок депрессии, разочарования. За исключением тех, кто готов с рвением и «отвагой», как сказал главный «именинник» вечера Андрей Хржановский, утверждать монополию на патриотизм. Его фильм — симфоническая поэма о Бродском «Полторы комнаты…» увенчана главными наградами: за сценарий, режиссуру, «лучший фильм». Герман, передавая Хржановскому «Нику», сказал: «Режиссер — летящая профессия. Не может быть напуганного режиссера». Вот отчего у нас так плохо с этим делом…

Потом на сцену вышел Андрей Смирнов и призвал всех разметать «тоску зеленую» и уныние в клочки. «Ну, хорошо, у нас отобрали Киноцентр, в нынешнем Союзе кинематографистов приличным людям находиться невозможно, страна переживает не лучшие времена. Что, уходить в ностальгию? Но ведь российский кинематограф это уже не мы — это Сигарев, Балабанов, Хлебников, Попогребский, Германика. Вот вы и создавайте профессиональное содружество кинематографистов. А мы охотно к вам присоединимся. «Ника» приветствует поколение нулевых. Среди главных номинантов: Сигарев, Мизгирев, Родионов и Хлебников. Павел Бардин удостоен приза «Открытие года» за фильм «Россия 88», облыжно обвиненный в экстремизме. «Волчок» Сигарева прорвался в номинацию «Лучший фильм» и получил приз за операторское мастерство (оператор Алексей Арсентьев). Но достойную конкуренцию им оказали и бойцы старой гвардии. Среди них самый «летящий» из режиссеров — Кира Муратова, своим святочным апокалипсисом «Мелодия для шарманки» снова изумившая нас свежестью и мудростью взгляда. Ее фильм назван лучшим на территории СНГ.

Любопытно, что в отсутствии общего пространства, возможности (желания?) собраться «Ника» превратилась в площадку для дискуссии о том, как кинематографистам жить дальше. И в какой стране. Собственно, про это все фильмы, номинированные в категории «Лучший фильм»: «Петя по дороге в царствие небесное» Николая Досталя, «Палата №6» Карена Шахназарова, «Полторы комнаты…» Андрея Хржановского, «Царь» Павла Лунгина. В отличие от «Орла», предпочитающего патриотику, отмечающего кинокумиров и иностранных звезд, для «Ники» важнейшим обстоятельством и смыслом ее существования являются «жизненные ориентации и принципы», нормы поведения людей по отношению друг к другу и обществу, границы между совестливостью и бессовестностью. В общем, всем тем, что именуется моралью. Границы эти прослеживались в работах тех, кто получал приз «Честь и достоинство»: Райзмана и Чухрая, Хейфеца и Габриловича, Данелии и Рязанова, Швейцера и Тодоровского.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera