Сюжеты

«С вас 30 миллионов. Вот реквизиты»

Как собирали деньги на имиджевый проект: спасение футбольного клуба «Крылья Советов»

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 35 от 5 апреля 2010 г.
ЧитатьЧитать номер
Политика

Отдел расследованийНовая газета

На прошлой неделе примерно полторы тысячи пассажиров авиакомпании Red Wings в течение нескольких часов не могли вылететь из Москвы и с египетских курортов. Формальной причиной этому был запрет лицензионной комиссии Росавиации на...

На прошлой неделе примерно полторы тысячи пассажиров авиакомпании Red Wings в течение нескольких часов не могли вылететь из Москвы и с египетских курортов. Формальной причиной этому был запрет лицензионной комиссии Росавиации на осуществление рейсов: авиакомпания подала заявку на чартерные перевозки позже установленного срока.

Однако истинная причина конфликта с Red Wings, по словам владельца компании Александра Лебедева, кроется в другом — неформальном поводе. Как считает Лебедев, одним из мотивов мог стать его отказ от спонсорской поддержки самарского футбольного клуба «Крылья Советов». «Мне позвонил некий господин Пименов, который представился сотрудником аппарата главы Росавиации Александра Нерадько, и попросил оказать финансовую помощь «Крыльям Советов». Я отказался, и поэтому действия лицензионной комиссии Росавиации, видимо, стали своеобразным ответом», — рассказал Александр Лебедев.

В Росавиации обвинения владельца Red Wings поспешили опровергнуть, заявив при этом, что человек по фамилии Пименов никогда не был штатным сотрудником федерального агентства.

Как бы то ни было, на нынешний момент Red Wings уже получили разрешение на полеты. По словам генерального директора Red Wings Константина Тетерина, суть конфликта заключалась в следующем. «Чиновник мелкого уровня решил немножко повыпендриваться. Вот и довыпендривался до всероссийского скандала. Насколько я знаю, этого чиновника уже наказали и довольно-таки серьезно. Его имя, я думаю, они сами объявят. Этого мелкого чинушу просто никто не поправил, потому что господин Нерадько был где-то в Монреале, а его заместитель — в отпуске.

В принципе никто в Росавиации и предположить не мог, что такое случится. Мы вот сейчас с ними разговаривали, и они откровенно ответили: «Ну вот х… его знает, как такое могло получиться». Буквально такой ответ», — сообщил нам Тетерин. При этом он не стал комментировать связь этого конфликта с тяжелым финансовым положением «Крыльев Советов».

Нелишне будет сказать и о положении Red Wings. Компания, как известно, летает на новой отечественной технике, обеспечивая, в частности, своими заказами работу трех крупных авиазаводов, то есть 150 тысяч человек, не считая их семей. При этом за каждый свой самолет Red Wings вынуждены платить по $400 тыс. в год, в то время как перевозчики, недавно получившие лицензии Росавиации и эксплуатирующие бэушные «Боинги» и «Аэробусы», — только по $150 тыс. При этом к последним никто с предложением спонсировать «Крылья Советов» не приставал.

Ситуация вокруг самарского футбольного клуба действительно непростая. Перед стартом текущего чемпионата у команды возникли проблемы с лицензированием, ставился вопрос об исключении «Крыльев Советов» из числа участников российской премьер-лиги (у клуба долги на 85 млн долларов). От банкротства команду спасло только личное вмешательство премьер-министра Владимира Путина, который дал поручение вице-премьеру Игорю Сечину найти спонсоров для самарского клуба.

В число «спасителей» входят 22 компании, среди которых как крупные структуры (Сбербанк, «Роснефть», Росатом, ВТБ), так и средние компании, и даже один депутат Государственного совета Республики Татарстан Шафагат Тахаутдинов.

Мы обзвонили больше половины спонсоров «Крыльев Советов» и задали им один и тот же вопрос: насколько добровольным было их согласие спонсировать футбольный клуб, за который заступился сам премьер-министр?

Так, в компании «КЭС-Холдинг» сотрудник пресс-службы заявил нам, что они по этому поводу никаких комментариев не дают.

— Там большой список, и я сомневаюсь, что другие что-нибудь скажут, — добавил он.

— Но это же социальный проект, о которых, наоборот, как правило, охотно говорят.

— Э-э-м, я промолчу.

Представитель пресс-центра холдинга МРСК сначала охотно согласился на сотрудничество, однако, когда услышал наш вопрос, пообещал перезвонить. Перезвонив, заявил, что комментировать они ничего не будут.

В пресс-службе самарского международного аэропорта Курумоч нам сообщили, что у них не возникало проблем, с которыми столкнулись в Red Wings. «Аэропорт действительно вошел в число предприятий — спонсоров футбольного клуба «Крылья Советов» и оказывает ему помощь», — заявили «Новой газете».

Свое добровольное решение спонсировать самарский клуб подтвердил и пресс-секретарь корпорации «Тольяттиазот» Игорь Башунов.

Представитель группы компаний «СОК» также считает, что в этой ситуации не приходится говорить о каком-то принуждении. «Red Wings предложили, — продолжает сотрудник компании, — а они сами выбрали для себя, принять его или отказаться. Поддержка отечественного спорта является приоритетом не только для нас, но и для всего бизнес-сообщества.

Когда обговаривали с прежним руководством «Крыльев Советов» возможность финансовой поддержки, мы просили, чтобы представители компании вошли в управление команды для контроля эффективности расходов и, самое главное, обеспечения их прозрачности. К тому же  необходим аудит, чтобы те 22 спонсора, которые вошли в этот заветный пул, были уверены, что с их деньгами не случилось то, что случилось ранее.

Я не думаю, что имеет смысл персонифицировать человека, от которого поступило предложение о спонсорстве, но это произошло на уровне федерального правительства».

Некоторые участники пула спонсоров «Крыльев Советов» столкнулись с большими трудностями, исполняя поручения премьер-министра и его заместителя Игоря Сечина. Так, например, самарский завод «Моторостроитель» лишь недавно начал выбираться из долгов и предбанкротного состояния. Поэтому оказать прямую финансовую поддержку футбольному клубу предприятие не может. Однако, как заверила нас Анастасия Денисова, представитель Объединенной двигателестроительной корпорации, в которую входит «Моторостроитель», завод, «понимая значимость команды для региона, готов безвозмездно передать клубу стадион «Восход», примерная стоимость которого составляет 80 млн рублей.

Таким образом, представители большинства компаний-спонсоров либо отказывались с нами вообще говорить на эту тему, либо заверяли, что решение помочь «Крыльям Советов» они приняли добровольно. И тем не менее нам удалось дозвониться до генерального директора одной из компаний, который на условиях анонимности рассказал, как все выглядело на самом деле.

«Грубо говоря, все происходило примерно так, — вспоминает наш источник. — Позвонили и попросили прийти на некое совещание у Сечина. Я пришел, и нам всем объявили, что мы должны помочь футбольному клубу «Крылья Советов». Я оторопел, потому что и у моего предприятия долгов хватает. На следующий же день в офис по факсу пришло письмо от президента клуба господина Завьялова, текст которого процитирую: «По результатам совещания 17.02.2010 в Доме Правительства РФ прошу предоставить гарантийное письмо по обеспечению финансирования деятельности ЗАО «ПФК «Крылья Советов». Копию письма прошу направить по факсу не позднее 13.00 19.02.2010. Форма письма, утвержденная РФС (Российским футбольным союзом.Прим. ред.), прилагается». То есть за два дня дайте гарантию, что найдете деньги. Думаю, что это письмо типичное, поэтому не понимаю, как представители других компаний могут говорить о добровольном выборе.

Спустя две недели пришло еще одно письмо из «Крыльев Советов», в котором уточнялась сумма поддержки. В нашем случае она составляла 30 млн рублей, при том, что у меня месячный зарплатный фонд на тысячи сотрудников — 90 млн. А тут на 11 футболистов… Но деваться было некуда». (Копии обоих писем имеются в редакции.)

Сумма, озвученная нашим источником, совпадает с заявлениями Игоря Сечина, подсчитавшего, что годовой бюджет «Крыльев Советов» должен составить примерно 20—30 млн долларов. При этом вице-премьер не уточнил, каким образом будет распределяться эта нагрузка между компаниями. Но, судя по всему, платить всем придется одинаково, несмотря на то что 1 млн долларов для «Роснефти» и, например, задыхающегося тольяттинского завода — суммы несоизмеримые.

Владелец Red Wings Александр Лебедев подчеркнул, что это не первый случай, когда его бизнесу приходится сталкиваться с навязываемыми социальными проектами. Так, по словам Лебедева, в 2009 году ни один из акционеров «Аэрофлота» (Лебедев является крупнейшим частным акционером авиакомпании) не получил дивидендов. «Был разговор на высоком уровне, — рассказывает о причинах владелец Red Wings, — в котором предположительно участвовал Шувалов. Насколько мне известно, было принято решение: мол, дивидендов платить не надо — ни Минфину, ни Лебедеву. Обойдутся. И «Аэрофлот», наверное, принял решение (или подчинился какому-то решению) отдать эти деньги на другие цели. Готов только предполагать, что это за цели, но доходила информация, что 10 млн долларов были отправлены в футбольный клуб ЦСКА, который принадлежит двум физическим лицам  — Гинеру и Бабакову. Можно, конечно, гордиться этой командой, но все-таки нельзя забывать: это — частная компания, а «Аэрофлот» вместо того, чтобы платить деньги Минфину — подчеркиваю, Минфину, государственному бюджету, пенсионерам, — дарит их футбольному клубу. Причем вы же понимаете: если действительно эти дивиденды были отданы ЦСКА, то он, как частная компания, может распорядиться ими по своему усмотрению, например перенаправить их в любое другое место.

И вроде бы все легально. Ну а что неприлично?.. Подумаешь, умоются пенсионеры».

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera