Сюжеты

Книжки в стиле «ню»

Книжные обложки уходят в прошлое, а вместе с ними и площадка для бесплатной рекламы книг

Этот материал вышел в The New York Times (09.04.2010)
ЧитатьЧитать номер
Общество

Однажды, когда жительница Нью-Йорка Бинду Уайлз ехала по своим делам в метро, ее внимание привлекло изображение на обложке книги, которую читала сидевшая напротив женщина: темный силуэт головы девушки на ярко-оранжевом фоне. Читательнице...

Однажды, когда жительница Нью-Йорка Бинду Уайлз ехала по своим делам в метро, ее внимание привлекло изображение на обложке книги, которую читала сидевшая напротив женщина: темный силуэт головы девушки на ярко-оранжевом фоне.

Читательнице на вид было лет 45 — примерно столько же, сколько самой Бинду, а из ее сумки высовывался скрученный коврик для занятий йогой. Все это навело Бинду на мысль о возможном сходстве их вкусов, поэтому она постаралась прочесть название книги и имя автора: Крис Клив, «Маленькая пчелка». В кармане у Бинду Уайлз, которая заканчивает аспирантуру по специальности «документальная проза» в колледже Сэры Лоуренс в Бронксвилле, лежал iPhone, и с его помощью она тут же заказала себе эту книгу в интернет-магазине.

В последнее время такие случаи становятся редкостью. Все чаще читающий человек держит в руках не книгу, а электронное устройство, наподобие Kindle, а c недавних пор и Apple iPad, так что увидеть, что именно он читает, и представить себе его литературный вкус бывает почти невозможно.

Как и человеческая одежда, обложка книги не всегда позволяет верно судить о ее содержании. Но что, если обложки нет вовсе?

«Красивая книга притягивает к себе и дразнит, — говорит Бинду Уайлз и признается, что, когда она перечитывала «Анну Каренину» и раскрывала ее в метро, ей было приятно, что другим видно, что именно она читает. — Когда держишь в руках такую книгу, испытываешь какую-то гордость. А Kindle или Nook никому ни о чем не говорят».

С появлением электронных устройств для чтения книжные обложки стали все реже попадаться на глаза в метро, на столиках кофеен и пляжах. Это бьет по интересам издателей и авторов, которые теряют бесплатную рекламную площадку.

«Часто, когда вы думаете о какой-то книге, в памяти всплывает ее обложка, — сказал профессор культурной социологии Йельского университета Джеффри Александер. — Зрительное восприятие побуждает к чтению».

Пока еще через книжные магазины продается основная масса книг, и в этом случае обложки играют важнейшую роль. «Книжные обложки ведут непрерывное сражение за то, чтобы задержать на себе взгляд потенциального покупателя и побудить его заглянуть внутрь», — рассказывает вице-президент по маркетингу издательства и книготорговой сети Barnes & Noble Патриша Бостелман.

Но что делать, когда все книги внешне ничем не отличаются друг от друга?

Из всех элементов, составляющих собственно книгу, именно в создании обложки принимает участие наибольшее количество людей. Все начинается с идеи, которую предлагает креативный директор («А что, если на обложке будет яблоко?»). Затем свои мнения высказывают редактор, автор и литературный агент («Не стоит ли дать имя автора шрифтом покрупнее?»; «По-моему, яблоко недавно было на обложке романа про вампиров, а эта книга совсем о другом»). К делу подключается издатель («Вампиры расходятся отлично. Я за яблоко»). Свое мнение высказывает отдел маркетинга («Не будем забывать об экономике. Как насчет яблока, внутри которого виден апельсин? В прошлом такие варианты имели успех»). Наконец, свой вклад вносят представители книготорговых сетей («Ерунда ваш апельсин. Лучше всего, если на обложке будет пара туфель на шпильках»).

Понятно, что плохую книгу дизайн не спасет. Но в условиях перенасыщенного рынка удачная, привлекающая внимание обложка дает определенное преимущество. Исследование, проведенное консалтинговой компанией Codex Group, показало, что из тысячи отобранных случайным методом наименований увидевших свет в прошлом году книг по деловой тематике лишь 62 разошлись в количестве свыше 5000 экземпляров.

Издатели экспериментируют с рекламой в поисковых механизмах, таких как Google, и в социальных сетях, но пока что и в Интернете лучшим средством презентации книги остается обложка, пусть и электронная.

Некоторые читатели надеются, что со временем создатели электронных книг добавят к этим устройствам функцию демонстрации. «Люди любят, когда другим видно, что они читают, — пишет автор популярного книжного блога Мод Ньютон. — Поэтому со временем электронные книги обязательно к этому придут».

Пока что большинство издателей полагается в первую очередь на Facebook. «Прежде бывало, что в метро можно было за день встретить трех человек, читающих одну и ту же книгу, — рассказывает Клер Ферраро, президент принадлежащего Penguin Group USA дочернего издательства Viking and Plume. — Теперь же вы заходите на свою страницу в Facebook и видите, что одну и ту же книгу читают трое ваших друзей».

Некоторые издатели электронных книг подозревают, что непропорциональная популярность любовных романов и эротической литературы среди электронных изданий объясняется именно тем, что электронные устройства для чтения не афишируют свое содержимое.

Холли Шмидт, президент издательства Ravenous Romance, занимающегося изданием любовных и эротических романов в электронных версиях, рассказала, каким образом ее издательство продвигало антологию романов об отношениях пожилых женщин и молодых людей. Первоначально электронное издание было представлено в Интернете картинкой, на которой была изображена миловидная женщина. Идея оказалась предельно неудачной, антологию совсем не покупали. Тогда издатели сменили картинку, поместив вместо нее изображение трех молодых красавцев с полуобнаженными мускулистыми торсами, и книгу немедленно начали покупать.

«Новая картинка вытащила книгу, которая была почти обречена на провал, и превратила ее в бестселлер», — говорит Холи Шмидт.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera