Сюжеты

Обама на глиняных ногах Клинтона

Этот материал вышел в The New York Times (09.04.2010)
ЧитатьЧитать номер
Общество

Четыре года Билл Клинтон стремился к заключению нового соглашения об ограничении вооружений, которое бы отражало реальности эпохи после окончания «холодной войны». На встрече в Хельсинки ему и Борису Ельцину даже удалось выработать рамки...

Четыре года Билл Клинтон стремился к заключению нового соглашения об ограничении вооружений, которое бы отражало реальности эпохи после окончания «холодной войны». На встрече в Хельсинки ему и Борису Ельцину даже удалось выработать рамки нового соглашения. Но оно так и не было реализовано. Новый договор об ограничении стратегических вооружений, который на днях будет подписан президентом Обамой и его российским коллегой, ознаменует исполнение неосуществленной мечты президента Клинтона.

Через девять лет после того, как Билл Клинтон покинул Белый дом, Барак Обама довершает то, что начинал последний до него демократ на посту президента США. Хотя Обама и Клинтон совсем не похожи друг на друга и их не связывают близкие отношения, как минимум некоторые из тех планов, которые администрации Клинтона провести в жизнь не удалось, сейчас вновь фигурируют среди приоритетных направлений политики администрации Обамы. Вопрос о том, действительно ли 44-й президент пожинает плоды трудов и поражений 42-го президента, остается открытым.

Наиболее яркими примерами являются договор об ограничении вооружений и реформа здравоохранения. Но кроме этого, в прошлом году Обаме удалось протолкнуть программу стимулирования экономики, в то время как аналогичная инициатива Клинтона на первом году его президентства потерпела неудачу. Нынешнему президенту удалось заручиться поддержкой представителей обеих партий в конгрессе для снятия запрета на военную службу для гомосексуалистов и лесбиянок, не скрывающих своей сексуальной ориентации, а Клинтону аналогичная инициатива в свое время обошлась весьма дорого. Ему не удалось довести процедуру ратификации Киотского соглашения даже до рассмотрения его в заведомо негативно настроенном сенате, а у Обамы есть неплохие шансы провести через конгресс новое законодательство, направленное на борьбу с изменением климата.

И прежде бывало, что президент США переносил в свою политическую программу вопросы, поставленные его предшественником. Так, президентство Джорджа Буша-старшего было во многом продолжением президентства Роналда Рейгана, особенно в части сокращения налогообложения. А Франклин Рузвельт в свое время продолжил политику Вудро Вильсона, особенно в том, что касалось создания постоянной международной организации с участием Соединенных Штатов.

«Если посмотреть на историю, можно заметить, что каждый период серьезного наступления прогресса состоял из двух этапов: сначала кто-то строил баррикады, а затем уже кто-то другой продолжал его дело и создавал коалицию реформ», — считает Рам Эммануэль, в прошлом старший советник президента Клинтона, а ныне глава аппарата Белого дома.

Именно так, по словам Эммануэля, обстояло дело с реформой здравоохранения, 16 лет назад потерпевшей полный крах. «Если бы в 1994 году нам не удалось заложить основу для обсуждения и начать информировать людей, в 2010 году успех бы не пришел», — считает он. Разумеется, сравнения тут не вполне корректны, поскольку на долю двух президентов, о которых идет речь, выпали слишком не похожие друг на друга времена. Клинтон пришел в Белый дом в ситуации спокойствия, связанного с окончанием «холодной войны», и стремился прежде всего вернуть свою партию в центр политической жизни после долгого периода пребывания в безнадежной оппозиции. Предвыборная же кампания Обамы проходила в обстановке созревшего запроса на более либеральную политику во времена, омраченные войной, терроризмом и экономическим кризисом. Кроме того, не все направления политики президентства Клинтона нуждаются в продолжении: так, ему удалось реформировать систему социальной поддержки, провести соглашение о свободной торговле и ужесточить борьбу с преступностью, поэтому президент Обама избавлен от необходимости заниматься этими же вопросами.

«Перед Клинтоном стояла нелегкая задача реформирования системы в ситуации мира и процветания, — говорит Х.У. Брэндс, историк и автор книг о президентах Вильсоне и Рузвельте. — Американцы любят стабильность, для них лучшее — враг хорошего. Обаме в какой-то степени повезло, что он стал президентом, когда все было плохо и система дискредитировала себя в глазах большинства».

Тем не менее республиканцы считают, что Обама вынес из истории президентства Клинтона совсем не тот урок, который следовало, и что это дорого обойдется его партии на предстоящих выборах в конгресс.

«Да, ему гораздо больше, чем Клинтону, удается добиваться одобрения законопроектов, и это придает им уверенности и напористости, — полагает бывший член палаты представителей от штата Пенсильвания, республиканец Роберт Уолкер. — Но дело в том, что их база поддержки не расширяется. Независимый избиратель более всего озабочен проблемой государственного долга и бюджетного дефицита, а некоторые из тех программ, которые продвигает Обама, только усугубляют эти проблемы».

В каком-то смысле излишне полагаться на опыт президентства Клинтона опасно.

«Уроки из прошлого надо извлекать, но нельзя на них зацикливаться, — говорит бывший старший советник президента Клинтона Джоэл Джонсон. — Обстоятельства кардинально изменились. Но какие-то фундаментальные вещи остаются актуальными всегда, и из прошлых ошибок можно извлекать полезный опыт. Я бы сравнил это с тем, как баскетболисты просматривают записи старых матчей».

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera