Сюжеты

Красная армия. Таиландский ремейк

Этот материал вышел в The New York Times (09.04.2010)
ЧитатьЧитать номер
Общество

В Таиланде насчитывается 145 тыс автомобилей марки «Мерседес-Бенц» и около 75 тыс крошечных, нищих деревушек. Антиправительственные выступления на улицах Бангкока не прекращаются уже почти три недели, и роскошные автомобили с трудом...

В Таиланде насчитывается 145 тыс автомобилей марки «Мерседес-Бенц» и около 75 тыс крошечных, нищих деревушек.

Антиправительственные выступления на улицах Бангкока не прекращаются уже почти три недели, и роскошные автомобили с трудом прокладывают себе путь сквозь толпы разгневанных крестьян. Стоя в кузове пикапа, Тханида Павин, 43-летняя мать двоих детей, рассказывает нам, почему она участвует в демонстрации.

«Я привыкла думать так: кто родился бедным, должен всю жизнь прожить бедняком, — говорит Тханида Павин, выросшая в провинции, но ныне живущая в Бангкоке и зарабатывающая на жизнь сдачей внаем комнат рабочим расположенных на окраине Бангкока фабрик. — Но теперь я думаю по-другому: мы должны свергнуть власть аристократии и установить настоящую демократию».

Сегодняшний Таиланд отличается от Франции 1789 года. В этой стране отношения между бедными и богатыми классами традиционно были спокойными, и даже сейчас, несмотря на шумные протесты, на большей части страны по-прежнему царит мир. Но все же сегодняшнее поколение угнетенного класса принимает свое положение уже не с такой покорностью, как их предки, и громко заявляет о своем недовольстве несправедливым распределением богатства, коррумпированностью полиции и дискриминацией, которой в Бангкоке подвергаются приезжие, говорящие на провинциальных диалектах.

Аналитики говорят, что значение таких краеугольных для тайской культуры ценностей, как почтительность, вежливость и уважение к знатному происхождению, постепенно уходит в прошлое и что беднейшие слои тайского общества как никогда прежде готовы преступить вековой культурный запрет на конфронтационное поведение.

По сведениям Всемирного банка, распределение доходов в Таиланде самое неравномерное в Азии, и пропасть между богатыми и бедными здесь шире, чем в Китае, Малайзии, на Филиппинах или во Вьетнаме.

«Прежде не заявлявшая о себе вслух часть тайского общества сейчас просыпается, — говорит Тхитинан Понгсудхирак, ведущий политолог и приглашенный исследователь в Стэнфордском университете. — Недовольство зрело давно, но прежде бедняки не были сплоченной силой, которую объединяет общая цель».

Ключевую роль в организации протестных выступлений сыграли современные технологии. Лидеры движения протеста используют радиостанции, SMS-сообщения и Интернет для создания общей политической платформы, представляющей беднейшие слои населения и объединяющей крестьян и городскую бедноту. По указаниям, распространяемым через сети сотовой связи, толпы протестующих, опознавательным знаком которых стали красные рубахи, осаждают правительственные здания, банки и военные базы.

Похоже, Таиланд постепенно утрачивает одну из своих традиционных черт, немало способствовавшую популярности страны у иностранных туристов, а именно культуру вежливой невозмутимости.

55-летняя уроженка северо-восточной провинции Пакаван Малаявекх рассуждает об этом, пока мы вместе протискиваемся сквозь толпу протестующих «краснорубашечников». В юности она эмигрировала в Соединенные Штаты и поселилась в городе Фейрфакс в штате Вирджиния. Долгое время она работала на грузовичке, с которого торговала мороженым, потом занималась разной поденной работой. В 1999 году она решила выйти на пенсию и вернуться в Таиланд, и сейчас перед ее глазами история разворачивается, словно убыстренная кинокамерой.

«Прежде наш народ легко прощал и забывал, но новое поколение больше похоже на американцев, — говорит Пакаван Малаявекх. — Оно требует».

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera