Картинная галерея Юрского периода

Как нарисовать то, чего никто не видел?

Этот материал вышел в The New York Times (09.04.2010)
ЧитатьЧитать номер
Общество

600 лет назад один английский художник решил нарисовать слона. У него была только одна проблема — он ни разу в жизни не видел слонов. Художник работал над книгой, известной теперь как «бестиарий Энн Уолш», справочником по животным. Перед...

Художник работал над книгой, известной теперь как «бестиарий Энн Уолш», справочником по животным. Перед тем как приступить к работе, он не мог ни слетать в Кению, чтобы внимательно осмотреть живого слона, ни посетить лондонский зоопарк, ни посмотреть документальное кино с Дэвидом Аттенборо или проглядеть фотографии в Интернете. Единственной подсказкой для художника служила смесь фактов и легенд, заключенных в старых книгах.

В них он мог прочитать, что у слонов не гнутся колени или что их не интересует секс. В этих старых книгах были рисунки слонов, но их тоже рисовали художники, ни разу слонов не видевшие. То, что в итоге изобразил иллюстратор «бестиария Энн Уолш», — умилительная смесь догадок. Его слон похож на бультерьера с копытами верблюда и пылесосом вместо носа.

Художники до сих пор рисуют вещи, которых никогда в жизни не видели. Впрочем, современных художников от их моделей отделяют не тысячи километров, а тысячи и даже миллионы лет. У них есть намного больше научных данных, на которые можно опираться.  И все же даже они не стирают грань между реальностью и картинкой.

Так, на обложке недавнего номера журнала Nature красовался портрет мужчины 4000-летнего возраста. Этим изображением ознаменовалось завершение работы над расшифровкой полного генома древнего обитателя Гренландии. Ценой больших усилий команде ученых удалось выделить ДНК из прядей волос, собранных в Гренландии в 1986 году и с тех пор хранившихся в музее в Дании. Ученые выяснили, что обладатель генома из Гренландии, получивший кличку Инук, имел не так много общего с коренными жителями Америки. Его анализ ДНК указал на близкую связь с сибирскими чукчами. Эти результаты заставляют предположить, что Гренландия была заселена в ходе отдельной миграции из Азии.

Затем ученые сосредоточили внимание на маркерах отдельных генов, чью связь с конкретными чертами показали предыдущие исследования. Например, им удалось установить, что группа крови Инука — А+. Другие аллели (формы определенного гена) в ДНК Инука связаны с физической внешностью. Так, некоторые из них указывают на высокий индекс массы тела. Другие связаны с коричневым цветом глаз и темными, густыми волосами. Один аллель соответствует несколько «лопатистой» форме передних верхних зубов. У Инука даже был ген, связанный с облысением.

Художник Нука Годфредсен опирался на эти данные, чтобы нарисовать портрет Инука. Он изучал фотографии чукчей. Он также обратил внимание на то, что, несмотря на генетическую предрасположенность Инука к облысению, некоторые пряди его волос достигали 20 сантиметров в длину. В качестве компромисса он изобразил лысеющий лоб и длинные волосы сзади.

Рисунок Годфредсена скорее правдоподобен, чем фотографичен. Невозможно нарисовать точный фоторобот, опираясь на один лишь геном. Темные волосы, коричневые глаза и плотное телосложение есть у тысяч людей, живущих в наши дни за полярным кругом. Важно также помнить, что гены редко гарантируют наличие определенных черт.

Чем лучше портрет, тем проще забыть, сколько усилий пришлось потратить ученым, чтобы его составить. В прошлом октябре художник-палеонтолог Джей Маттернес завершил работу над замечательным портретом ардипитека — родственника человека, жившего 4,4 млн лет назад. Нарисовать этого гоминида Маттернесу предложили американские и эфиопские ученые, которые обнаружили фрагменты его скелета. Они искали и анализировали кости ардипитека с начала 90-х годов и наконец собрали достаточно информации для подробного описания. Ардипитек на портрете Маттернеса не очень похож на современных животных. У него длинные, обезьяньи руки и круглое, обезьянье лицо. Но при этом он стоит прямо, как человек.

Маттернес несколько лет работал над воссозданием облика ардипитека. Сначала он нарисовал его скелет. К скелету он добавил мышцы и, наконец, кожу и шерсть. Маттернес привнес в изображение глубокое знание анатомии. Но это не только работа художника — это еще и научная гипотеза.

Маттернес мог лишь догадываться о цвете ардипитека по современным обезьянам. Но оказывается, что намного более старые ископаемые останки содержат подсказки об их цвете. Недавно журнал Science опубликовал акварельное изображение анхиорниса — покрытого перьями динозавра, жившего 150 млн лет назад. На рисунке, сделанном художником Майклом Ди Джорджио, изображен динозавр с красно-коричневой короной, пестрой головой, темно-серыми перьями на теле и широкими белыми полосами на крыльях.

В своем рисунке Ди Джорджио опирался на результаты последнего анализа ископаемых остатков анхиорниса. В окаменелости, кроме костей, сохранились перья по всему телу. В этих перьях содержатся микроскопические органеллы — меланосомы. Размер, форма и расположение меланосом в некоторой степени определяют цвет перьев современных нам птиц. Новое исследование анхиорниса стало первым, в результате которого ученые смогли на основании меланосом узнать об окраске всего тела динозавра.