Сюжеты

Картинная галерея Юрского периода

Как нарисовать то, чего никто не видел?

Этот материал вышел в The New York Times (09.04.2010)
ЧитатьЧитать номер
Общество

600 лет назад один английский художник решил нарисовать слона. У него была только одна проблема — он ни разу в жизни не видел слонов. Художник работал над книгой, известной теперь как «бестиарий Энн Уолш», справочником по животным. Перед...

600 лет назад один английский художник решил нарисовать слона. У него была только одна проблема — он ни разу в жизни не видел слонов.

Художник работал над книгой, известной теперь как «бестиарий Энн Уолш», справочником по животным. Перед тем как приступить к работе, он не мог ни слетать в Кению, чтобы внимательно осмотреть живого слона, ни посетить лондонский зоопарк, ни посмотреть документальное кино с Дэвидом Аттенборо или проглядеть фотографии в Интернете. Единственной подсказкой для художника служила смесь фактов и легенд, заключенных в старых книгах.

В них он мог прочитать, что у слонов не гнутся колени или что их не интересует секс. В этих старых книгах были рисунки слонов, но их тоже рисовали художники, ни разу слонов не видевшие. То, что в итоге изобразил иллюстратор «бестиария Энн Уолш», — умилительная смесь догадок. Его слон похож на бультерьера с копытами верблюда и пылесосом вместо носа.

Художники до сих пор рисуют вещи, которых никогда в жизни не видели. Впрочем, современных художников от их моделей отделяют не тысячи километров, а тысячи и даже миллионы лет. У них есть намного больше научных данных, на которые можно опираться.  И все же даже они не стирают грань между реальностью и картинкой.

Так, на обложке недавнего номера журнала Nature красовался портрет мужчины 4000-летнего возраста. Этим изображением ознаменовалось завершение работы над расшифровкой полного генома древнего обитателя Гренландии. Ценой больших усилий команде ученых удалось выделить ДНК из прядей волос, собранных в Гренландии в 1986 году и с тех пор хранившихся в музее в Дании. Ученые выяснили, что обладатель генома из Гренландии, получивший кличку Инук, имел не так много общего с коренными жителями Америки. Его анализ ДНК указал на близкую связь с сибирскими чукчами. Эти результаты заставляют предположить, что Гренландия была заселена в ходе отдельной миграции из Азии.

Затем ученые сосредоточили внимание на маркерах отдельных генов, чью связь с конкретными чертами показали предыдущие исследования. Например, им удалось установить, что группа крови Инука — А+. Другие аллели (формы определенного гена) в ДНК Инука связаны с физической внешностью. Так, некоторые из них указывают на высокий индекс массы тела. Другие связаны с коричневым цветом глаз и темными, густыми волосами. Один аллель соответствует несколько «лопатистой» форме передних верхних зубов. У Инука даже был ген, связанный с облысением.

Художник Нука Годфредсен опирался на эти данные, чтобы нарисовать портрет Инука. Он изучал фотографии чукчей. Он также обратил внимание на то, что, несмотря на генетическую предрасположенность Инука к облысению, некоторые пряди его волос достигали 20 сантиметров в длину. В качестве компромисса он изобразил лысеющий лоб и длинные волосы сзади.

Рисунок Годфредсена скорее правдоподобен, чем фотографичен. Невозможно нарисовать точный фоторобот, опираясь на один лишь геном. Темные волосы, коричневые глаза и плотное телосложение есть у тысяч людей, живущих в наши дни за полярным кругом. Важно также помнить, что гены редко гарантируют наличие определенных черт.

Чем лучше портрет, тем проще забыть, сколько усилий пришлось потратить ученым, чтобы его составить. В прошлом октябре художник-палеонтолог Джей Маттернес завершил работу над замечательным портретом ардипитека — родственника человека, жившего 4,4 млн лет назад. Нарисовать этого гоминида Маттернесу предложили американские и эфиопские ученые, которые обнаружили фрагменты его скелета. Они искали и анализировали кости ардипитека с начала 90-х годов и наконец собрали достаточно информации для подробного описания. Ардипитек на портрете Маттернеса не очень похож на современных животных. У него длинные, обезьяньи руки и круглое, обезьянье лицо. Но при этом он стоит прямо, как человек.

Маттернес несколько лет работал над воссозданием облика ардипитека. Сначала он нарисовал его скелет. К скелету он добавил мышцы и, наконец, кожу и шерсть. Маттернес привнес в изображение глубокое знание анатомии. Но это не только работа художника — это еще и научная гипотеза.

Маттернес мог лишь догадываться о цвете ардипитека по современным обезьянам. Но оказывается, что намного более старые ископаемые останки содержат подсказки об их цвете. Недавно журнал Science опубликовал акварельное изображение анхиорниса — покрытого перьями динозавра, жившего 150 млн лет назад. На рисунке, сделанном художником Майклом Ди Джорджио, изображен динозавр с красно-коричневой короной, пестрой головой, темно-серыми перьями на теле и широкими белыми полосами на крыльях.

В своем рисунке Ди Джорджио опирался на результаты последнего анализа ископаемых остатков анхиорниса. В окаменелости, кроме костей, сохранились перья по всему телу. В этих перьях содержатся микроскопические органеллы — меланосомы. Размер, форма и расположение меланосом в некоторой степени определяют цвет перьев современных нам птиц. Новое исследование анхиорниса стало первым, в результате которого ученые смогли на основании меланосом узнать об окраске всего тела динозавра.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera