СюжетыПолитика

«Четыре раза заход на посадку — ситуация небывалая»

Но борт № 1 — это борт № 1

Этот материал вышел в номере № 38 от 12 апреля 2010 г.
Читать
Крушение самолета Ту-154, летевшего из Варшавы в Смоленск, произошло в 10.56 утра в субботу, 10 апреля, около аэродром Северный под Смоленском. Как рассказали «Новой» в управлении МЧС по Смоленской области, в условиях густого тумана...

Крушение самолета Ту-154, летевшего из Варшавы в Смоленск, произошло в 10.56 утра в субботу, 10 апреля, около аэродром Северный под Смоленском. Как рассказали «Новой» в управлении МЧС по Смоленской области, в условиях густого тумана самолет опустился на недопустимо низкую высоту, не долетел до полосы по разным данным от 300 метров до двух километров, зацепился за деревья, упал и от удара об землю развалился на части.

Синоптики предупреждали о тумане еще за сутки. По информации метеослужб, в момент катастрофы нижняя граница облаков проходила на высоте 80 метров, видимостью — 500—800 метров. Жители Смоленска подтверждают, что густой туман опустился в районе аэропорта рано утром и исчез только к 12 часам дня.

Помимо Ту-154, в субботу на аэродром Северный должны были прибыть еще два борта: Як-40 и Ил-76. Як-40 с польскими журналистами успешно приземлился в 9.15. Ил-76 ВВС России (он перевозил сотрудников ФСО) попал в сложные метеоусловия и ушел на запасной аэродром.

Согласно официальной информации, президентский Ту-154 заходил на посадку четыре раза. Полпред президента в Центральном округе Георгий Полтавченко сообщил, что самолету предлагалось совершить посадку на запасных аэродромах в Минске и Витебске, но экипаж принял решение садиться в Смоленске.

Очевидец катастрофы, в момент падения самолета проезжавший по шоссе около аэропорта, рассказал «Новой», что самолет действительно кружил над взлетно-посадочной полосой, затем начал снижаться, полетел очень низко, зацепил днищем верхушки деревьев и упал на площадку посреди леса. По словам источника «Новой», на месте крушения он увидел обломки самолета, разбросанные в нескольких сотнях метров друг от друга, и сломанные деревья. Пожара не было. Обломки оказались посреди болота, и подойти к самолету он не смог.

Корреспондент смоленской газеты «Рабочий путь» Сергей Кимов, встречавший самолет с польским президентом на аэродроме Северный, рассказывает, что в районе аэродрома в момент посадки стоял густой туман и незадолго до посадки самолета с президентом журналистам объявили, что тот тоже отправляется на запасной аэродром в Минск. Президента ждали намного позже, кортеж машин польской делегации уже двинулся в сторону Катыни, где началась католическая служба.

Известно о падении самолета стало только во время нее.

Около 18 часов вечера в субботу более ста машин «скорой» колоннами выехали из Центральной подстанция скорой помощи, расположенной около Института им. Склифосовского. Как сообщили корреспонденту «Новой» в руководстве подстанции, машины должны были прибыть в Смоленск вечером в субботу, чтобы забрать тела погибших в авиакатастрофе Ту-154 и привезти в Москву для опознания.

Самолет

Самолет, на котором летел Лех Качиньский, был произведен 29 июня 1990 года. До Качиньского на нем летали президенты Польши Войцех Ярузельский, Лех Валенса и Александр Квасьневский.

Сразу после катастрофы представитель МИД Польши Петр Пашковски заявил, что Ту-154 был полностью исправен. «Состояние правительственного борта тщательно изучается, ни одному самолету с технической неисправностью не будет позволен вылет, — заявил Пашковски. — Хотя, возможно, какие-то неполадки могли возникнуть в полете».

Больше полугода, с мая по декабрь 2009 года, президентский борт провел на самарском заводе «Авиакор». Был проведен капитальный ремонт планера и двигателей самолета, полностью обновлен интерьер. Как рассказали «Новой» на «Авиакоре», перед ремонтом самолет отлетал 5004 часа и совершил 1823 посадки. Но когда в конце декабре самолет улетел в Польшу, его межремонтный ресурс составлял 6 лет. С тех пор Ту-154 совершил всего 50 посадок, то есть оставался фактически новым. На «Авиакоре» сомневаются, что неисправность могла возникнуть в процессе полета.

Аэродром

Аэродром Северный находится около железнодорожной станции Смоленск. С 1946 года здесь дислоцировался 103-й гвардейский Красносельский краснознаменный военно-транспортный авиационный полк имени В.С. Гризодубовой. В октябре 2009 года полк был расформирован, и аэродром несколько месяцев не использовался.

Официально Северный — аэродром двойного базирования, где работают как военные, так и гражданские самолеты. Именно туда приземляются все прибывающие в Смоленск официальные делегации. Для регулярных рейсов он не используется, почему, видимо, и был выбран местом приземления лайнера с президентом Польши.

Сразу после катастрофы заместитель главнокомандующего российских военно-воздушных сил по ПВО генерал-лейтенант Сергей Разыграев заявил, что катастрофа не связана с качеством аэродрома.

«Аэродром Северный — первого класса, и я не думаю, что эта катастрофа каким-то образом связана с ним», — заявил генерал журналистам.

Насколько удалось выяснить «Новой», длина полосы Северного составляет 2500 метров, поэтому формально он относится к аэродромам второго класса.

Тем не менее, как рассказал «Новой» летчик-испытатель Магомед Толбоев, которому не раз приходилось приземляться на Северный, аэродром хорошо оборудован и приспособлен для приема самолета Ту-154.

Однако, по информации «Новой», постоянных диспетчеров на аэродроме нет. Как рассказал «Новой» источник в Смоленске, во время визита в Смоленск патриарха Кирилла диспетчеров в аэропорт пришлось привозить из Брянска. Кто именно вел президентский борт, «Новой» пока узнать не удалось: в Росаэронавигации и Росавиации отказываются от комментариев катастрофы.

Версии

Всех экспертов удивляет одно: почему самолет пытался заходить на посадку четыре раза подряд . «Так не бывает, — заявил «Новой» представитель «Авиакора». — Если посадка невозможна, диспетчер сразу уводит самолет на запасной аэродром. Либо после первой неудачной попытки такое решение принимает диспетчер. Четыре захода на посадку — ситуация для авиации небывалая».

Пресс-секретарь губернатора Смоленской области Андрей Евсеенков заявил, что контрольный пункт советовал экипажу президентского самолета приземлиться в Минске, а участникам проехать на место мемориальных торжеств наземным транспортом. Однако пилоты и президент решили сесть в Смоленске.

К моменту подписания номера версия ошибки пилота стала главной. И не только в России. «Все указывает на то, что к крушению самолета президента Польши привела ошибка пилота, — заявил в эфире польского телеканала TVN-24 польский авиационный эксперт Томаш Шульц. — Пилот в обычных условиях отказался бы сажать самолет, однако в этот раз он предположительно пытался посадить лайнер три или четыре раза, а это чрезвычайная ситуация». Шульц предположил, что, скорее всего, на пилота оказывали давление, чтобы он посадил самолет, так как на его борту находились высокопоставленные чиновники.

Первый замначальника главного штаба ВВС генерал-лейтенант Александр Алешин заявил, что экипаж Ту-154 несколько раз не выполнил указаний руководителя полетов аэродрома Смоленск. На расстоянии в 1,5 км от аэродрома группа руководства полетов обнаружила, что экипаж увеличил вертикальную скорость и начал снижаться ниже глиссады (установленной траектории снижения самолета). Эксперты предполагают, что пилот снизился, чтобы оказаться ниже тумана.

Руководитель полетов дал команду экипажу прекратить снижение и, когда экипаж не выполнил указаний, несколько раз отдал команду на уход на запасной аэродром.

По словам летчика-испытателя, Героя России Магомеда Толбоева, решение о посадке или уходе на запасной аэродром всегда принимает командир экипажа. Диспетчерские службы могут только советовать. «За все годы летной работы мне ни разу не приходилось пытаться сесть четыре раза подряд, — говорит Толбоев. — Я не позволял себе спорить с диспетчерами. С земли всегда виднее».

Как считает летчик, условия посадки не были критическими: видимость в 500 метров относится к нижней категории Международной организации гражданской авиации (ИКАО), при которой полеты разрешены. Судя по всему, самолет был технически исправен, связь с диспетчерами сохранялась. Тем не менее пилоты приняли самое опасное из всех возможных решений: они продолжили посадку.

Зачем пилотам надо было идти на риск и пытаться сесть в Смоленске? В президентском самолете не могло не быть запаса топлива, рядом находились аэродромы Липецка, Минска и Москвы.

«Я помню похожую ситуацию, в которую попал Ил-62 с Борисом Ельциным на борту, — говорит Толбоев. — Его пилот рассказывал мне, что в условиях слабой видимости хотел уйти на запасной аэродром. Но президент настаивал, что нужно садиться. Экипажу повезло, самолет приземлился благополучно. Но с тех пор я запомнил, что борт № 1 — это борт № 1, и обычным авиационным правилам он не подчиняется».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow