Сюжеты

Самый «разводной» в мире мост

Красноярск претендует на мировой рекорд по затратам на строительство

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 38 от 12 апреля 2010 г.
ЧитатьЧитать номер
Политика

Алексей ТарасовОбозреватель

 

В Красноярске при поддержке «Единой России» хотят построить четвертый автомобильный мост через Енисей. Его стоимость оценивают в 22 — 23 млрд руб. За время обсуждения проекта сумма выросла более чем вдвое, с 10 млрд. Это будет самый...

В Красноярске при поддержке «Единой России» хотят построить четвертый автомобильный мост через Енисей.

Его стоимость оценивают в 22 — 23 млрд руб. За время обсуждения проекта сумма выросла более чем вдвое, с 10 млрд. Это будет самый дорогой в мире мост через реку. Нет, как архитектурное сооружение ничего особенного собой он не представляет — рядовой, шестиполосный, без изысков. И не вдоль, а поперек реки. Все, как обычно. Необычны, надо полагать, лишь суммы откатов и распилов, уже заложенные в стоимость.

О новом достижении российских чиновников стало известно после того, как Владимир Путин побеседовал со своим заместителем Дмитрием Козаком. Цитирую премьера по стенограмме с его сайта: «Предварительный анализ показал, что строительные работы у нас, к сожалению, чаще дороже, чем у наших соседей в Европе, что трудно объяснить. Имею в виду, что и заработная плата у нас ниже, и материалы дешевле, и электроэнергия дешевле, и так далее, так далее. Я посмотрел, что происходит в последнее время. Некоторые принципы ценообразования были изменены, но какой результат? Результат, обратный ожиданиям! Цены выросли! В том числе при строительстве мостов, капитальных сооружений. Дмитрий Николаевич, что происходит?»

Напомню, год назад премьер распоряжался в целях удешевления работ пересмотреть сметные нормативы, но в результате стоимость объектов лишь повысилась. Путин снова распорядился навести порядок с ценообразованием в строительстве и потребовал от Козака наказать виновных: представить предложения «прямо сегодня».

Однако «прямо сегодня» был явлен новый рекордный проект.

Раз уж премьер нас сравнивает с Европой: осенью 2008 года во Франции открыли самый большой в Старом Свете разводной мост, названный в честь классика Гюстава Флобера. Высота — 91 метр, длина — 1088 метров, пролеты моста поднимаются на высоту 55 метров. Работали всемирно известные архитекторы и инженеры. Пропускная способность — 50 тыс. авто в сутки. Стоимость — 155 млн евро. В рублях — это 6 млрд с хвостиком. Красноярский мост выглядит куда более «разводным», хотя разводиться и не будет.

На юге Франции в 2004 году открыт самый высокий транспортный мост в мире (на то время, сейчас китайцы уже переплюнули) — виадук «Мийо». Умопомрачительное вантовое сооружение. Длина — 2460 метров. Гарантия — 120 лет. Стоимость — 400 млн евро (16 млрд руб.).

В Новом Свете пресса жестко критиковала мэрию Сан-Франциско за дороговизну строительства ставшего позже всемирно известным моста «Золотые ворота» над океанским заливом. Мост предлагали назвать короче: «Золотым». Тоже, как в Красноярске, шесть полос, пешеходные дорожки. А еще велосипедная дорожка. Длина — 2737 метров. Высота над уровнем воды — 67 метров. В сегодняшних деньгах то строительство оценивается в 500 млн долл. В рублях — всего лишь 15 млрд.

Осенью 2007 года открыт внешне похожий на «Золотые ворота» самый длинный мост в Германии — 4104 метра. Он соединил материковую Германию с островом Рюген. Стоимость — 125 млн евро. Или 5 млрд руб., менее четверти планируемой стоимости красноярского моста.

Деньги на красноярское чудо привлекут с помощью облигаций под гарантии федерального и краевого бюджетов. Возвращать вложения чиновники намерены за счет введения платы за проезд по мосту. Сейчас говорят о сумме в 20—30 руб. Спикер краевого Заксобрания Александр Усс сообщил, что строительство моста будет обсуждаться с «Единой Россией», и в случае федеральной поддержки его возведение может завершиться в 2015 году.

Разумеется, в смету дорожники не уложатся и сдадут мост с недоделками и намного позже. Наверняка на открытие приедет президент или премьер. И, как в 2004-м Жак Ширак, тогда президент Франции, назвал виадук «Мийо» «символом новой Франции, динамичной, предприимчивой», красноярский мост тоже можно будет назвать символом новой России. Эпитеты придумайте сами.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera