СюжетыОбщество

Что сказал Анвар Шарипов, которого подозревают в организации терактов

Обстоятельства подготовки взрывов в московском метро: что знают в городах и селах, где жили Абдуллаева и Шарипова, опознанные как смертницы

Этот материал вышел в номере № 38 от 12 апреля 2010 г.
Читать
Джанет* Абдуллаева, взорвавшаяся на станции «Парк культуры», была идеальной кандидатурой на эту роль. Росла под присмотром матери Мавлет-кыз, которая была женщиной со странностями. Соседи вспоминают, что она могла выскочить на улицу...

Джанет* Абдуллаева , взорвавшаяся на станции «Парк культуры», была идеальной кандидатурой на эту роль. Росла под присмотром матери Мавлет-кыз, которая была женщиной со странностями. Соседи вспоминают, что она могла выскочить на улицу практически раздетой или пуститься в пляс посреди рынка, где торговала семечками. Отец оставил семью, когда девочка была совсем маленькой. Брат матери, старший мужчина в семье, — пил. Словом, происходила из низов и, конечно, всегда ощущала соответственное отношение к себе со стороны традиционного кумыкского общества…

Джанет окончила медресе и больше года назад вышла замуж за Умалата Магомедова (шариатское имя — Аль Бара). Этот брак был заключен к тому времени, когда Умалат стал считаться лидером всех боевиков Дагестана. Девочка из проблемной семьи, привыкшая к косым взглядам, оказалась рядом с импозантным и известным на весь Дагестан абреком. Джанет много фотографировалась с мужем: у него большой пистолет, у нее маленький, мужественный и веселый Умалат и прижимающаяся к нему Джанет, почти еще ребенок, оглушенная счастьем первой любви.

Бонни и Клайд. Чем все это может закончиться, можно было догадаться.

Клайда убили 31 декабря 2009 года.

После его ликвидации Джанет вызывали, допрашивали, фотографировали. Потом она пропала. Следствие утверждает, что она приехала в Москву на автобусе, и даже есть свидетель, водитель автобуса, который опознал Джанет Абдуллаеву.

Теперь в селение Костек, где родилась Абдуллаева, посторонних не пропускают. На въезде стоит шлагбаум, и сотрудники милиции строго спрашивают, кто и зачем въезжает в село. Соседям и немногочисленным родственникам пригрозили — будете общаться с журналистами, наживете себе проблемы. А Мавлет-кыз, мать Абдуллаевой, исчезла. Соседи рассказывают, что 2 апреля у нее взяли анализ ДНК, а на следующий день приехали люди, сказали, что из Москвы, и увезли женщину «на опознание», уже неделю ее никто не видел.

Дагестанские менты теперь «откровенничают» с журналистами: «Эта Джанет сразу вышла замуж еще раз, за брата убитого, эти ваххабиты только на словах мусульмане, а так у них девки ходят по рукам, убьют мужа, она сразу же с его ближайшим другом или братом». Начинается перечисление имен. На самом деле все это рассчитано на московских журналистов. Повторный брак с единомышленником покойного — обычная исламская традиция, и ее соблюдают и на противоположной стороне, к примеру, нынешний муфтий Дагестана женат на вдове своего предшественника.

Впрочем, история про Джанет, повторно вышедшую замуж, явно выдуманная еще и потому, что по шариату женщина может выйти замуж повторно только по истечении трех месяцев после смерти первого мужа. Три месяца истекли как раз в день взрывов в московском метро.

О Марьям Шариповой сейчас говорят, что она тоже была замужем за главой губден-ской группировки Магомедали Вагабовым. Высокопоставленный сотрудник ФСБ, в зону ответственности которого входит село Балахани, где жила Марьям, рассказал мне, что действительно была такая информация, но она была оперативной. «Вы должны понимать, что по этому разряду проходят даже обычные пересуды и сплетни. Так что утверждать это наверняка мы пока не можем». С другой стороны, он утверждает, что оба ее брата были в той или иной степени связаны с лесом. Сейчас их обоих, Анвара и Ильяса, подозревают в «пособничестве террористкам-смертницам», оба объявлены в федеральный розыск.

Дагестанские опера утверждают, что средний брат Ильяс имеет отношение к ограблению у селения Гоцатль. 4 марта неизвестные люди в масках ограбили инкассаторскую машину «Почты России». Однако жена Ильяса Шарипова Асият говорит, что в тот день муж возил ее на медосмотр в больницу. И в больнице это могут подтвердить.

Это не первый случай, когда Ильяс Шарипов оказался в поле зрения милиции. В мае 2008 года его уже задерживали. На него было заведено два уголовных дела. Первое — похищение человека. Дело было прекращено в связи с тем, что «в ходе расследования добыть достаточно доказательств не удалось». Второе уголовное дело — хранение оружия, при задержании у Шарипова была изъята самодельная граната — и причастность к незаконным вооруженным формированиям. Однако сначала Унцукульский районный суд, а затем Верховный суд Дагестана оправдал его «с правом на реабилитацию». Пока шли следствие и суды, Ильяс содержался в СИЗО Махачкалы. Несколько медэкспертиз в этот период зафиксировали следы побоев на его теле. Об этом свидетельствуют не только рассказы родственников, экспертизы есть в его уголовном деле. Полгода назад Ильяс Шарипов вышел из тюрьмы.

Старший брат Марьям Шариповой Анвар до терактов жил Москве. После того как стало известно, что один из московских взрывов совершила Марьям Шарипова, Анвара объявили в федеральный розыск. Как утверждает следствие, именно Анвар сначала встретил сестру в Москве, а затем подвез ее к метро. Анвар Шарипов подался в бега.

Мне удалось связаться со скрывающимся Анваром Шариповым. Его ответы на мои вопросы я привожу без сокращений.

«Я узнал о взрывах в московском метро из выпусков новостей. Тогда у меня даже мысли не возникло, что к этому может быть причастна моя младшая сестра. Я не знал, что она собиралась в Москву, и до сих пор не могу поверить, что ее нет. Какой брат будет желать смерти сестре. Я давно уехал в Москву с семьей, спокойно живу здесь и работаю. Уехал из дома, чтобы полностью разорвать с прошлым и начать новую жизнь.

В день взрывов я выехал из дома после 10 утра. И до терактов, и после можно поминутно доказать, где я был. У меня есть свидетели, а билинг моего телефона и камеры наружного наблюдения, которые в Москве на каждом углу, поминутно могут доказать мое местопребывание в те дни. Сейчас же на меня хотят все свалить. Похоже, никто не хочет искать правду. Следствию просто нужна правдоподобная версия и я в качестве козла отпущения. А я знаю, какие методы могут применять на допросах, если нужно доказать то, чего не было».

В словах Анвара прозвучало «разорвать с прошлым» и «я знаю методы, которые могут применять на допросах». Как мне удалось выяснить, прошлое Анвара, прямо скажем, непростое. Он когда-то имел связи с радикальной исламистской группой из села Гимры. Многие его друзья были убиты во время спецопераций, а многие и по сей день сидят в лесах, устраивая засады на милиционеров. Радикальный гимринский джамаат создавал в свое время уроженец этого села Газимагомед Магомедов. С одной стороны, он участник первой чеченской войны, был большим авторитетом в дагестанском подполье, в списках оперативного учета сторонников идеологии ваххабизма за 2005 год он стоит на первом месте. С другой стороны, Газимагомед был депутатом дагестанского Заксобрания и агентом ФСБ.

Личной преданности от ваххабитов он добивался своеобразными методами: сначала выдавал человека силовикам, и те в соответствии с дагестанской традицией нещадно его мучили, потом вмешивался в ситуацию и освобождал полумертвого парня. Освобожденный не знал, кто его сдал, но знал, кто спас.

Именно так и произошло с Анваром в 2005 году. Его похитили в Махачкале сотрудники силовых структур, всю ночь жестоко пытали, подвесив к потолку за ногу. Наутро выбросили в лесополосе. А вот дальше произошел сбой, Анвар каким-то образом выяснил, кто стоял за его похищением, и порвал с джамаатом.

Впоследствии именно за подобные фокусы Газимагомеда и убили его же лесные сподвижники.

В 2006 году Анвара Шарипова, находившегося в оперативном розыске, амнистировали. «На нем нет крови», — сказали тогда силовики. И в 2007-м он перебрался с семьей в Москву. Говорят, что его нынешняя жена не то что хиджаба, даже традиционного дагестанского платка никогда не носила.

Причастность братьев Шариповых к московским терактам вызывает сомнения и у некоторых сотрудников правоохранительных органов Дагестана. Все они подтверждают, что братья Шариповой стояли на спецучете как приверженцы ваххабизма, однако говорят, что «дела масштаба московских взрывов не их уровень». Также они полагают, что взрывы в московском метро произошли принудительно: «Их могли попросить отвезти сумку, а потом взорвать при помощи мобильного телефона. Ведь взрывы произошли именно на станциях, а не в тоннеле, где не ловит мобильная связь. А если основной мотив у этих смертниц была месть, то для этого не надо ехать так далеко. Но не нам об этом судить, следствие ведет Москва, и к нашему мнению они мало прислушиваются».

Почему я так подробно рассказываю о братьях Марьям Шариповой? Потому что сейчас они считаются пособниками смертниц, а Анвар Шарипов проходит чуть ли не как организатор терактов. Это вполне удобная версия и звучит правдоподобно, учитывая прошлое ее брата. А мне не хочется правдоподобия, мне хочется правды.

* Есть другой вариант имени: Дженнет. Как написано имя в паспорте, нам неизвестно.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow