СюжетыКультура

«Нам не нравится»

Почему Сокуров и Норштейн вышли из Союза кинематографистов?

Этот материал вышел в номере № 38 от 12 апреля 2010 г.
Читать
Письмо, которое мы публикуем, — знак драматической ситуации в профессиональном сообществе. Из Союза кинематографистов выходят знаменитые и не известные широкому кругу зрителей люди. Это вынужденная акция. Квалифицировать ее можно как...

Письмо, которое мы публикуем, — знак драматической ситуации в профессиональном сообществе. Из Союза кинематографистов выходят знаменитые и не известные широкому кругу зрителей люди. Это вынужденная акция. Квалифицировать ее можно как протестную, но точнее назвать этическим жестом.

Мы переживали разные времена. Преодолеть самые трудные из них — если помнить нашу историю — помогала именно личная этическая позиция. Создание нового объединения — назовем его кинотовариществом — всего лишь шанс.

И все же — это шанс человеческой и профессиональной солидарности.


Коллеги кинематографисты!

Нам не нравится вертикаль самодержавной власти внутри профессионального сообщества.

Нам не нравится тоталитарный стиль руководства нашим Союзом, когда один человек назначает на все выборные места угодных себе людей, с которыми затем принимает ключевые решения на выездных сессиях при закрытых дверях, куда нас не пускают и где нашим мнением не интересуются.

Нам не нравятся съезды в Кремле и Гостином Дворе в то время, когда по коридорам Дома кино гуляет ветер и царит запустение.

Нам не нравится, что проект нового Устава ставит под угрозу существование профессиональных гильдий, за два десятка лет убедительно доказавших свою необходимость.

Нам не нравится маниакальный поиск внутреннего врага и изгнание непокорных.

А главное — нам не нравится, что вольная дискуссия, столкновение взглядов, дух свободы и демократии давно покинули стены нашего Союза, а вместо них насаждаются единомыслие, казенный патриотизм и холуйство.

Мы уверены, что такая атмосфера, утвердившаяся в творческом Союзе, руководимом «чрезвычайно влиятельным» человеком, объективно содействует распространению антиконституционных, антидемократических, безнравственных тенденций в обществе. В этом опасном процессе мы не хотим принимать участие.

Вот почему мы пришли к трудному для себя решению о выходе из Союза кинематографистов.

Мы создадим новый Киносоюз, который будет защищать наши интересы и — главное — интересы отечественного искусства.


К 9 апреля заявление уже подписали более шестидесяти кинематографистов.

Среди подписавших — драматурги: Александр Гельман, Светлана Кармалита, Рустам Ибрагимбеков, Павел Финн, Михаил Липскеров.

Режиссеры: Андрей Смирнов, Алексей Герман, Александр Сокуров, Отар Иоселиани, Эльдар Рязанов, Гарри Бардин, Юрий Норштейн, Виталий Манский, Евгений Цымбал, Андрей Разумовский.

Искусствоведы и кинокритики: Даниил Дондурей, Наум Клейман, Андрей Плахов, Зара Абдуллаева, Елена Стишова, Алла Боссарт, Валерий Кичин, Любовь Аркус, Ирина Рубанова, Юрий Богомолов, Лариса Малюкова.

А также продюсер — Владимир Досталь.

К мнению старших присоединились и молодые: Борис Хлебников, Андрей Прошкин, Алексей Герман-мл., Павел Бардин, Николай Хомерики.

На 16 апреля в Москве назначено учредительное собрание нового киносоюза. Оно начнется в Мраморном зале Дома журналистов в 18.30.

Комментарий

«Против идеологий и привилегий»

Режиссер Алексей Попогребский так сформулировал требования к этой будущей «профессиональной ассоциации участников кинопроцесса»:

— Я — за то, чтобы в нее входили люди, реально задействованные в создании, выпуске и анализе кинофильмов.

Я — за то, чтобы в рамках этой ассоциации стал возможен диалог между теми, кто финансирует кино, теми, кто его снимает, и теми, кто его прокатывает.

Я — за то, чтобы результаты этого диалога доносились до тех, кто принимает решения о финансировании кинопроцесса на правительственном уровне, до тех, кто пишет соответствующие законы и нормативные акты.

Я — за то, чтобы правительственные решения, затрагивающие жизнь киносообщества России, выносились на обсуждение в такой ассоциации.

Я — за то, чтобы эта ассоциация не только обсуждала свои сегодняшние, насущные проблемы, но в первую очередь мыслила категориями будущего: как и чем помочь тем, кто начнет снимать кино в России завтра.

Я — за то, чтобы эта ассоциация могла быстро и остро реагировать на любые события, способные подорвать перспективы кинопроцесса в России (наподобие выселения Музея Кино).

Я — за то, чтобы обсуждения в такой ассоциации были вынесены из идеологической сферы.

Я — за то, чтобы участие в такой ассоциации не давало никаких привилегий ее членам применительно к финансированию кинопроизводства и прокату фильмов.

Я — за то, чтобы руководство такой ассоциации было полностью коллегиальным и представляло различные сегменты кинопроцесса в России.

Я считаю, что ни одна из существующих организаций не выполняет на деле эти функции. Это мое личное, и поэтому пристрастное, мнение…

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow