СюжетыСпорт

«Свисток-тур»

Почему разбежались главы спортивных федераций и куда могли уйти олимпийские деньги

Этот материал вышел в номере № 38 от 12 апреля 2010 г.
Читать
«Свисток-тур»
Фото: «Новая газета»
Спортивные чиновники, подвергшиеся массированному разносу за поражение в Ванкувере, придумали сто и одну причину провала сборной: нехватка финансирования, с погодой не повезло, тренеров нет, нет собственной спортивной инфраструктуры, нет...

Спортивные чиновники, подвергшиеся массированному разносу за поражение в Ванкувере, придумали сто и одну причину провала сборной: нехватка финансирования, с погодой не повезло, тренеров нет, нет собственной спортивной инфраструктуры, нет спортсменов…

Но президент Медведев, судя по всему, не очень любит лапшу, потому решил сосредоточиться на первом доводе — и послал финансовых ревизоров разобраться: а где деньги, выделенные на подготовку к Олимпиаде?

И — посыпался звездный дождь: спортивные функционеры стремительно начали писать заявления по собственному.

Первым, даже не дожидаясь персональной выволочки, ушел глава ОКР Тягачев, дав старт цепной реакции отставок: старейший спортивный чиновник, президент Федерации фигурного катания Писеев; президент Федерации прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья Славский; президент Федерации горнолыжного спорта и сноуборда Бокарев; президент Федерации санного спорта Силаков; президент Федерации лыжных гонок Логинов… Писеева публично обвинял «наше все» Плющенко, а на Логинова лыжниками вообще была написана коллективная жалоба, смысл которой: президент федерации не считает «спортсменов за людей».

Но если бы главная претензия заключалась только в этом, вряд ли бы открытое письмо возымело действие — сколько их было в прошлом: и от биатлонистов, и от легкоатлетов…

Вот как комментирует ситуацию «Новой» Александр Легков — один из лидеров олимпийской лыжной сборной, который в Ванкувере остался без пьедестала. «Виной всему злополучный профилакторий, где мы жили во время проведения чемпионата России по лыжным гонкам в преддверии Олимпиады. Этому профилакторию лет сто — там вообще нет никаких условий, не то чтобы проводить соревнования, даже жить нельзя. Как-то ночью я проснулся от того, что с люстры и потолка капает вода». После чего Легков заболел, но не мог пропустить главный старт в своей жизни. «Каждый день во время Олимпиады вставал с ужасной болью в голове, приходилось по часу стоять около раковины, чтобы прочистить нос от гноя».

Этот профилакторий-санаторий называется «Отрадное», самый дорогой номер в сутки стоит 5000 рублей, как средней руки гостиница областного центра… Почему не могли потратить больше, обеспечив спортсменам нормальные условия для подготовки? Тем более что в многочисленных ток-шоу по итогам Олимпиады неоднократно заявлялось: денег было достаточно.

Ничего не можем сказать конкретно про Федерацию лыжных гонок… Но некую общую любопытную схему нам помогли прояснить люди, весьма близкие к Министерству спорта. Схема эта известна и чиновникам, и спортсменам под обобщенным названием «Свисток-тур».

Еще год назад государство, согласно уставу ОКР, не могло напрямую спонсировать Олимпийский комитет и спортивные федерации — все они считаются общественными организациями. Поэтому выстроилась простая система, простая, как урок физкультуры. Некий президент некоей федерации обращается в правительство: хочу провести сборы для наших выдающихся спортсменов за границей. Деньги выделяются, но не федерации, а некоему туристическому агентству — ну что-то в виде тендера без конкурса… Соотношение упавших с неба денег и себестоимости поездки — примерно 5 к 1. Разница делится на троих: человек из правительства, чиновник федерации и посредник из турагентства. Таким образом, наши спортсмены иногда получали пусть не люксовые, но нормальные условия для тренировок за рубежом. Это к вопросу о том, почему никто не заботится о строительстве тренировочных баз в России… А вот если сборы проходят на родине, то за те же деньги (минус откаты) наши спортсмены получают протекающую крышу.

…После Олимпиады Александр Легков за свое 4-е место не получил ни призовых и никаких поощрений, лишь только попал на операционный стол и пропустил свой любимый Кубок мира в Лахти: «Я хочу видеть на месте президента федерации такого человека, как Прохоров, которому не надо воровать и который сам помогает биатлону. Сейчас идет период восстановления, потихонечку вхожу в ритм тренировок. Я готов пожертвовать своими интересами, чтобы выступить в Сочи, если мне предоставят все условия для тренировок — ничего лишнего не надо, просто-напросто болеть я больше не хочу!».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow