Сюжеты

Крылья советов директоров

Как летают высшие чиновники и государственные топ-менеджеры

Этот материал вышел в № 40 от 16 апреля 2010 г.
ЧитатьЧитать номер
Политика

Зинаида БурскаяКорреспондент

Инициатива президента по обязательной публикации деклараций о доходах чиновников, очевидно, очень полезна и для самих чиновников. Как бы иначе они узнали, сколько официально зарабатывают? Ведь чиновникам такого ранга деньги, по большому...

Инициатива президента по обязательной публикации деклараций о доходах чиновников, очевидно, очень полезна и для самих чиновников. Как бы иначе они узнали, сколько официально зарабатывают? Ведь чиновникам такого ранга деньги, по большому счету, не нужны. Их статус легко конвертировать в роскошный образ жизни.

Возьмем, к примеру, такой любопытный вопрос, как их передвижение по воздуху. В прошлом году Владимир Путин воссоздал спецотряд правительственной авиации. Воссозданию предшествовали серьезные «инвестиции в модернизацию».

Ил-62 заменили 4 широкофюзеляжных Ил-96 (один из них, внутреннее убранство которого оценивалось в $35–40 млн, создавался специально для Ельцина, второй — еще более роскошный — для Путина, третий и четвертый — самолеты сопровождения), старые «тушки» вытесняются новыми Ту-204 и Ту-214 различных модификаций. Однако, видимо, чиновников и управленцев экстра-класса такие самолеты не устраивают — то ли в силу того, что отечественные и недостаточно, по их мнению, надежные, то ли потому, что недостаточно роскошные.

Так, вице-премьера и председателя совета директоров «Роснефти» Игоря Сечина небезосновательно подозревают в использовании канадского самолета Bombardier Global Express XRS, обслуживаемого небольшим финским авиаоператором Airfix Aviation (подробнее об этом читайте в расследовании Романа Шлейнова «Летающий аппарат», «Новая» №4 от 18.01.2010). Фотоохотники за самолетами обратили внимание на эту машину с характерным для Airfix Aviation рисунком на фюзеляже, дважды — когда вице-премьер летал в командировки в Амурскую область и на Сахалин.

Финского авиаоператора Сечин, вероятно, выбрал не случайно: в правление Airfix Aviation входит совладелец группы Gunvor, через которую экспортируется примерно треть российской нефти и нефтепродуктов, и по совместительству друг Владимира Путина Геннадий Тимченко. Однако сама Airfix Aviation является лишь оператором. А вот Bombardier (PPS номер 9237), на котором, по мнению фотографов, летал Сечин, а также еще три роскошных самолета (французские Falcon 7X и Falcon 900 EX и еще один Bombardier), согласно финскому реестру воздушных судов, числятся за «дочками» «Роснефти» Shelf Support Shiphold и Skyline Asset Management.

Президент «Роснефти» Сергей Богданчиков также был замечен в использовании биснес-джетов финского оператора, в частности, самолета Cessna 750 Citation X, о чем помимо фотографий, доступных даже в Интернете, свидетельствует упоминание в журнале Forbes.

За «дочкой» «дочки» «Газпрома» фирмой ZGG-Zarubezhgazneftechim Trading GmbH и «Транснефтью» также числится по самолету, обслуживаемому Airfix Aviation. Собственным бизнес-джетом стоимостью более $30 млн, в 14-метровом салоне которого шикарным образом размещаются до 18 человек, топ-менеджмент «Транснефти» обзавелся, судя по всему, только в 2009 году. Видимо, до этого покупке самолета помешало трудное экономическое положение — напомним, что еще в 2008 году нефтетранспортный монополист собирался просить финансовой помощи у государства.

К слову, значащиеся за «Роснфетью» Falcon 7X и Falcon 900 EX тоже не назовешь дешевкой: первый стоит около 50 млн долларов и вмещает до 14 человек, второй меньше своего собрата, но столь же удобен. А вот приписываемый Богданчикову Citation X стоит поменьше — всего 21,7 млн долларов в основной комплектации. Скромно, конечно, но по крайней мере не какая-то там «тушка» или Як-40.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera