Сюжеты

Гаишники берут взятки тоннами

Профсоюз дальнобойщиков обратился к руководству страны с требованием срочно исправить ситуацию

Этот материал вышел в № 40 от 16 апреля 2010 г.
ЧитатьЧитать номер
Политика

Юрий ГейкоОбозреватель «Новой»

 

Все дальнобойщики страны, их журнал «Дальнобойщик», «Новая газета», программа «Автоликбез» на «Авторадио» и Комитет Госдумы по безопасности — против подполковника МВД Илюхина из Набережных Челнов. А почему так много против одного? Узнаете...

Все дальнобойщики страны, их журнал «Дальнобойщик», «Новая газета», программа «Автоликбез» на «Авторадио» и Комитет Госдумы по безопасности — против подполковника МВД Илюхина из Набережных Челнов. А почему так много против одного? Узнаете из текста. Но речь вообще-то не только об Илюхине — о проблеме тотального грабежа на российских дорогах. Жертвы этого грабежа — 45 миллионов автомобилистов страны плюс десятки миллионов грузополучателей и грузоотправителей, т.е. все население страны.

Каждый, кто ездит по дорогам России, видит, как на каждом посту ДПС останавливают практически каждый грузовой автомобиль. И так по всей стране. Вы думаете, у них проверяют документы, и если все в порядке, желают счастливого пути?

Нет. Если все в порядке, с них собирают… плату за проезд. С каждого. На каждом посту. От 500 до 1000 рублей. Просто за то, чтобы проехать. Если не все в порядке, там уже совсем другая такса, доходящая до десятков тысяч.

И такой наглый, неприкрытый, всероссийский грабеж продолжается всю современную российскую историю, т.е. почти двадцать лет.

Недавно, будучи в Госдуме, в комитете по безопасности по своим делам, я встретил там Валерия Войтко, руководителя профсоюза «Дальнобойщик». И вот что он мне рассказал:

— В этом океане вымогательства есть особенные места — посты весового контроля, и на некоторых творится просто беспредел. Их дальнобойщики называют «черными дырами». Больше всего «черных дыр» в Татарстане: и в Менделеевске есть, и в Альметьевске, и в Казани. Но самая черная изо всех «черных дыр» России — это стационарный пост весового контроля №5 в Набережных Челнах. Хозяин этой черной дыры — государственный инспектор отдела дорожной инспекции и организации движения УГИБДД МВД по Республике Татарстан подполковник Илюхин К.Г. Что он творит — послушайте одного из сотен потерпевших: «Загрузились в Москве. Прошли весовые в Нижнем Новгороде, в Чебоксарах, в Казани. Все в норме. Общая масса машины — чуть меньше 33 тонн. А в Челнах нам объявили — 35,5 тонны. Или оплачивайте, или на штрафстоянку. Причин ехать на штрафстоянку мы не видели. В нашем присутствии ни акта взвешивания, ни протокола не оформлялось, копии нам не вручили. Мы сразу им сказали: без документов никуда не двинемся… И не двинулись».

Произошло это 6 января с.г. Машина простояла у СПВК №5 в Набережных Челнах полтора месяца. Все это время братья-дальнобойщики Илья и Роман Карпунины жили в кабине грузовика. У них изъяли все документы и не выдали на руки ни копию акта взвешивания, ни протокол о задержании, которые обязаны были выдать, — им даже не дали на них посмотреть.

Младший брат, Илья Карпунин, был арестован, препровожден в КПЗ, пошел под суд. Судила его мировой судья участка №22 Набережных Челнов Токарева Е.С. Основание — рапорт сотрудников ГИБДД о неподчинении Ильи «законным требованиям» представителей правоохранительных органов. Неподчинение выражалось в отказе ехать, как того требовал подполковник Илюхин, на штрафстоянку. А на штрафстоянке час — 180 рублей, сутки четыре с лишним тысячи.

И братья, живущие в кабине, стали судиться. Городской суд Набережных Челнов отменил решение мирового судьи Токаревой, так как в материалах дела никаких документов о перегрузе не было. Городской суд обязал гаишников выдать братьям квитанцию для оплаты штрафа и «ущерба» за неподтвержденный перегруз, вручить водителю копии акта взвешивания, копию протокола задержания ТС и постановления об административном правонарушении. То есть только по суду у водителей появилась возможность получить те документы, которые должны были быть у них на руках полтора месяца назад.

И как отреагировал на решение суда подполковник Илюхин? А он плевать на него хотел и не дает квитанцию, пока водитель не напишет расписку, что полностью признает свою вину и претензий к нему не имеет, — раз. Не напишет то же самое в прокуратуре — два, и не заберет заявление из суда — три. И только после этого он подписывает «бегунок», чтобы вернули машину. И таких расписок у него — пачки. Беспроигрышная схема вымогательства.

А ведь Карпунины везли оборудование стоимостью более 15 миллионов рублей на затопленную шахту — воду откачивать. Срочно. А им запретили даже перекинуть груз в другую машину. На каком основании?!

Ни прокуратура, ни ФСБ, ни служба собственной безопасности — куда только не обращались! — никто не хочет связываться с подполковником Илюхиным. А почему? А он и не скрывает — не одного и не двух обобранных водителей «успокаивал»: чего, мол, дергаешься, мой начальник — полковник Минниханов*, брат нового президента Татарстана.

Но самое удивительное состоит в том, что пост подполковника Илюхина вообще незаконен! Потому что он, республиканский, то есть региональный, стоит на 385-м километре федеральной трассы М7! И региональные власти не имеют права вершить суд на дорогах федерального значения.

Но речь не только об Илюхине. В соответствии с Законом о СМИ профсоюз «Дальнобойщик» заявил, что статья в его журнале (она же легла в основу этой статьи) является официальным запросом в администрацию президента, в Генеральную прокуратуру, в Общественную палату при президенте, в МВД, Минтранс, в Комитет по транспорту Госдумы: пора покончить с поборами на дорогах! Они взимаются не только с дальнобойщиков, но и с каждого, кто покупает продукты и товары в магазинах. В каждом товаре есть транспортная составляющая и в нее накручиваются миллиарды рублей, остающихся в карманах гаишников и весовщиков.

При наличии воли в верхах, это совсем не сложно — можно навести порядок за месяц. И какие бы средства для этого ни потребовались, они окупятся сторицей.

* Начальник Управления ГИБДД МВД по Республике Татарстан.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera