СюжетыПолитика

Почему происходят поборы на дорогах и как с ними покончить

Этот материал вышел в номере № 40 от 16 апреля 2010 г.
Читать
Что такое весовой контроль? Главные задачи стационарных постов весового контроля (СПКВ) — выявлять, наказывать и не допускать движения транспортных средств с превышением либо полной массы, либо осевых нагрузок. И тот и другой параметры...

Что такое весовой контроль?

Главные задачи стационарных постов весового контроля (СПКВ) — выявлять, наказывать и не допускать движения транспортных средств с превышением либо полной массы, либо осевых нагрузок. И тот и другой параметры прямо влияют на сохранность дорожного полотна, на безопасность дорожного движения. В идеале (успешно достигнутом, кстати, в Финляндии, Германии и т.д.) схема работы выглядит так: специальное оборудование, сопряженное с компьютерной программой, выдает осевые нагрузки и полную массу автопоезда. В случае их превышения дорожники составляют соответствующий акт, в котором определяется сумма ущерба, нанесенная дорожному полотну, а непосредственно на водителя инспектор ДПС составляет протокол об административном правонарушении. По идее, после принятия поправок в КоАП (2007 год), ужесточавших ответственность за «перегруз» (штрафы на водителя до 2500 рублей или лишение водительского удостоверения на срок от 4 до 6 месяцев, штрафы на владельцев транспортных средств до 500 000 рублей), количество «перегрузов» должно было резко уменьшиться. Однако ощутимого снижения не наблюдается…

Кому выгоден «перегруз»?

По отношению к «перегрузу» автотранспортники четко делятся на две категории. Одни выступают против «перегрузов», осознавая свою ответственность и за состояние автодорог, и за ресурс собственных автопоездов, и за безопасность дорожного движения. Другая категория действует по принципу «бери больше, тащи дальше». Никакие убеждения и взывания к совести не срабатывают, когда на другой чаше весов в прямом и переносном смысле лежат деньги. «Пряник» не помогает. А насколько эффективен кнут?

Так вот, судя по количеству перегруженного транспорта, едва ползущего по всем дорогам страны, с этой своей задачей весовой контроль не справляется. «Арбузтранс», «буратино» (лесовозы), рефрижераторы, под завязку забитые морожняком, продолжают существовать только потому, что в их существовании заинтересованы сами весовщики и живущие в симбиозе с ними гаишники.

Контроль за «несанкционированным проездом» — очень прибыльный вид «бизнеса» для «контролеров». Оборот — сотни миллионов «черных» рублей.

Почему такое возможно?

В первую очередь потому, что в ситуации с нарушением весовых параметров водитель остается один на один со взяточниками-контролерами, под их жесточайшим прессингом. С одной стороны, взятка и беспрепятственный проезд. С другой — акт, протокол, штрафстоянка, лишение прав.

Причина — несовершенство действующего законодательства. Статья 12.21.1 КоАП не делает разницы между 100 килограммами перегруза, которые не несут никакой угрозы ни сохранности дорожного полотна, ни безопасности движения, и перегрузом в 6-8 тонн. Отсутствует разумная ступенчатая шкала ответственности грузоперевозчика. Остаться без работы на 4-6 месяцев за несущественное нарушение — это явный перебор. Поэтому и платят.

Статья 12.21.1 «грешит» и более серьезными недостатками. При нарушении правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 12.21.1, применяется задержание транспортного средства, включающее его перемещение <…> в специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку). Часть 3 статьи 12.21.1 под «штрафстоянку» не подпадает.

«Что на практике приводит к парадоксальной ситуации, считает ведущий специалист юридической службы профсоюза «Дальнобойщик» Дмитрий БАХАНОВ. — На штрафстоянку с полным основанием можно отправить «тяжеловес», у которого нет превышения по общей массе, но есть превышение осевой нагрузки на 200¬—300 килограммов. А вот если по автодороге прет трал, у которого есть оформленное разрешение и согласование маршрута на перевозку груза, скажем, оборудования весом в 30 тонн, а загрузили 50 тонн (+масса самого автопоезда 15—18 тонн), то задержать его и поставить на штрафстоянку нельзя! Потому что такая перевозка — нарушение части 3 статьи12.21.1. То есть груз, который запросто может обрушить мост, пойдет дальше, а машина, водитель которой отказался давать взятку, закончит маршрут на штрафстоянке…»

Как покончить с поборами

При незначительных превышениях весовых параметров водителя необходимо выводить из-под «лишенческих» пунктов статьи 12.21.1 КоАП. Тогда разговор о реальных или виртуальных килограммах перегруза будет идти на равных, без психологического прессинга про «штрафстоянку» и «лишение прав».

Во многих случаях позиция грузоотправителя делает водителя «без вины виноватым». Зачастую у него нет возможности проверить, отличается ли фактический вес груза от веса, обозначенного в товарно-транспортной накладной. Узнает он об этом на СПВК, где оказывается, что вместо 20 тонн загружено 25. Необходимо законодательно, на уровне КоАПа, Устава автомобильного транспорта и Правил перевозки грузов определить ответственность грузоотправителя за достоверное информирование перевозчика, а самое главное — за предварительный контроль весовых параметров. Как? Обязать производить на территории склада, терминала, порта предварительное взвешивание.

Введение единого сертификата взвешивания избавит автоперевозчика от ситуации, когда через посты весового контроля в Питере, Москве, Нижнем Новгороде машина проходит абсолютно спокойно, а в Набережных Челнах оказывается, что автопоезд вместо 36 тонн весит аж 42.

Ну и, конечно, перевооружение СПВК. Уже сегодня есть современное оборудование, исключающее вмешательство «человеческого фактора» в виде «несанкционированного изменения программного обеспечения» или демонстрации водителю весовых параметров не его машины.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow