Сюжеты

Почему происходят поборы на дорогах и как с ними покончить

Этот материал вышел в № 40 от 16 апреля 2010 г.
ЧитатьЧитать номер
Политика

 

Что такое весовой контроль? Главные задачи стационарных постов весового контроля (СПКВ) — выявлять, наказывать и не допускать движения транспортных средств с превышением либо полной массы, либо осевых нагрузок. И тот и другой параметры...

Что такое весовой контроль?

Главные задачи стационарных постов весового контроля (СПКВ) — выявлять, наказывать и не допускать движения транспортных средств с превышением либо полной массы, либо осевых нагрузок. И тот и другой параметры прямо влияют на сохранность дорожного полотна, на безопасность дорожного движения. В идеале (успешно достигнутом, кстати, в Финляндии, Германии и т.д.) схема работы выглядит так: специальное оборудование, сопряженное с компьютерной программой, выдает осевые нагрузки и полную массу автопоезда. В случае их превышения дорожники составляют соответствующий акт, в котором определяется сумма ущерба, нанесенная дорожному полотну, а непосредственно на водителя инспектор ДПС составляет протокол об административном правонарушении. По идее, после принятия поправок в КоАП (2007 год), ужесточавших ответственность за «перегруз» (штрафы на водителя до 2500 рублей или лишение водительского удостоверения на срок от 4 до 6 месяцев, штрафы на владельцев транспортных средств до 500 000 рублей), количество «перегрузов» должно было резко уменьшиться. Однако ощутимого снижения не наблюдается…

Кому выгоден «перегруз»?

По отношению к «перегрузу» автотранспортники четко делятся на две категории. Одни выступают против «перегрузов», осознавая свою ответственность и за состояние автодорог, и за ресурс собственных автопоездов, и за безопасность дорожного движения. Другая категория действует по принципу «бери больше, тащи дальше». Никакие убеждения и взывания к совести не срабатывают, когда на другой чаше весов в прямом и переносном смысле лежат деньги. «Пряник» не помогает. А насколько эффективен кнут?

Так вот, судя по количеству перегруженного транспорта, едва ползущего по всем дорогам страны, с этой своей задачей весовой контроль не справляется. «Арбузтранс», «буратино» (лесовозы), рефрижераторы, под завязку забитые морожняком, продолжают существовать только потому, что в их существовании заинтересованы сами весовщики и живущие в симбиозе с ними гаишники.

Контроль за «несанкционированным проездом» — очень прибыльный вид «бизнеса» для «контролеров». Оборот — сотни миллионов «черных» рублей.

Почему такое возможно?

В первую очередь потому, что в ситуации с нарушением весовых параметров водитель остается один на один со взяточниками-контролерами, под их жесточайшим прессингом. С одной стороны, взятка и беспрепятственный проезд. С другой — акт, протокол, штрафстоянка, лишение прав.

Причина — несовершенство действующего законодательства. Статья 12.21.1 КоАП не делает разницы между 100 килограммами перегруза, которые не несут никакой угрозы ни сохранности дорожного полотна, ни безопасности движения, и перегрузом в 6-8 тонн. Отсутствует разумная ступенчатая шкала ответственности грузоперевозчика. Остаться без работы на 4-6 месяцев за несущественное нарушение — это явный перебор. Поэтому и платят.

Статья 12.21.1 «грешит» и более серьезными недостатками. При нарушении правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 12.21.1, применяется задержание транспортного средства, включающее его перемещение <…> в специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку). Часть 3 статьи 12.21.1 под «штрафстоянку» не подпадает.

«Что на практике приводит к парадоксальной ситуации, считает ведущий специалист юридической службы профсоюза «Дальнобойщик» Дмитрий БАХАНОВ. — На штрафстоянку с полным основанием можно отправить «тяжеловес», у которого нет превышения по общей массе, но есть превышение осевой нагрузки на 200¬—300 килограммов. А вот если по автодороге прет трал, у которого есть оформленное разрешение и согласование маршрута на перевозку груза, скажем, оборудования весом в 30 тонн, а загрузили 50 тонн  (+масса самого автопоезда 15—18 тонн), то задержать его и поставить на штрафстоянку нельзя! Потому что такая перевозка — нарушение части 3 статьи12.21.1. То есть груз, который запросто может обрушить мост, пойдет дальше, а машина, водитель которой отказался давать взятку, закончит маршрут на штрафстоянке…»

Как покончить с поборами

При незначительных превышениях весовых параметров водителя необходимо выводить из-под «лишенческих» пунктов статьи 12.21.1 КоАП. Тогда разговор о реальных или виртуальных килограммах перегруза будет идти на равных, без психологического прессинга про «штрафстоянку» и «лишение прав».

Во многих случаях позиция грузоотправителя делает водителя «без вины виноватым». Зачастую у него нет возможности проверить, отличается ли фактический вес груза от веса, обозначенного в товарно-транспортной накладной. Узнает он об этом на СПВК, где оказывается, что вместо 20 тонн загружено 25. Необходимо законодательно, на уровне КоАПа, Устава автомобильного транспорта и Правил перевозки грузов определить ответственность грузоотправителя за достоверное информирование перевозчика, а самое главное — за предварительный контроль весовых параметров. Как? Обязать производить на территории склада, терминала, порта предварительное взвешивание.

Введение единого сертификата взвешивания избавит автоперевозчика от ситуации, когда через посты весового контроля в Питере, Москве, Нижнем Новгороде машина проходит абсолютно спокойно, а в Набережных Челнах оказывается, что автопоезд вместо 36 тонн весит аж 42.

Ну и, конечно, перевооружение СПВК. Уже сегодня есть современное оборудование, исключающее вмешательство «человеческого фактора» в виде «несанкционированного изменения программного обеспечения» или демонстрации водителю весовых параметров не его машины.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera