Сюжеты

Мир спустился на землю

«Пепел в двигателях образует стекло, которое покрывает лопатки турбин и забивает форсунки»

Этот материал вышел в № 41 от 19 апреля 2010 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Какие рейсы отменены? Извержение вулкана на Эйяфьятлайокудле началось в ночь на среду, 14 апреля. Уже утром четверга из-за облака вулканического пепла были закрыты большинство аэропортов Северной Европы. К субботе количество авиарейсов над...

Какие рейсы отменены?

Извержение вулкана на Эйяфьятлайокудле началось в ночь на среду, 14 апреля. Уже утром четверга из-за облака вулканического пепла были закрыты большинство аэропортов Северной Европы.

К субботе количество авиарейсов над Европой оказалось сокращено почти в три раза. Как на момент подписания номера сообщала Европейская организация по контролю за безопасностью воздушного движения Eurocontrol, за сутки в Европе совершается от 10 до 11 тысяч полетов. В обычное время летает не меньше 28 тысяч самолетов, но уже в четверг в небо над Европой поднялись всего 20 334.

На момент подписания номера, как сообщали в Федеральном агентстве воздушного транспорта, в российских аэропортах были задержаны или отменены почти 280 рейсов. Из них 136 — в Шереметьеве (в гостиницах оказались 850 транзитных пассажиров, 4700 человек вернули билеты), 63 — в Домодедове, 8 — во Внукове, 64 — в Пулкове. «Аэрофлот» отменил рейсы в Лондон, Париж, Ригу, Осло, Копенгаген, Стокгольм, Амстердам, Варшаву, Берлин, Франкфурт, Гамбург, Дюссельдорф, Мюнхен, Калининград. Пассажирам предлагалось сдать билеты или без доплаты обменять билеты на любой европейский рейс авиакомпании.

Были отменены полеты из аэропортов Калининграда, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга, Самары, Мурманска и Новосибирска.

Рейсы в Россию отменили авиакомпании United Airlines, Swiss International Air Lines, Air China.

Как решается, какие рейсы будут отменены?

Решения об отмене полетов принимаются в каждом аэропорту. Те из них, что оказались в зоне распространения вулканического пепла, полностью закрываются.

Первыми это коснулось аэропортов Северной Европы. Но облако вулканического пепла постепенно смещалось на юг, заставляя закрываться один аэропорт за другим. Свое воздушное пространство полностью закрыли для полетов Бельгия, Великобритания, Дания, Ирландия, Нидерланды, Норвегия, Финляндия и Швеция, Чехия. На момент подписания номера уже были закрыты аэропорты Афин, Ларнаки, отменена часть рейсов в Болгарии и Македонии.

Премьер-министру Владимиру Путину пришлось отложить, правда, ненадолго, поездку в Мурманск, министр иностранных дел Канады Лоренс Кэннон отложил поездку в Россию, Хорватию и Финляндию. Члены Совета Безопасности ООН решили отменить поездку миссии Совбеза по Африке. Самолет Ангелы Меркель, возвращавшийся из США, не получил разрешения на посадку в Берлине, и канцлеру Германии пришлось ночевать в Лиссабоне.

Миллионы на пепел

В пятницу Международная ассоциация воздушного транспорта объявила, что оценивает убытки мировых авиакомпаний в сумму $200 млн в день. Помимо этой суммы авиаперевозчики несут потери на смене расписания, обслуживании пассажиров и невылетевших самолетов. Консалтинговая компания Center for Asia Pacific Aviation утверждает, что, если проблемы с полетами продлятся все выходные, авиакомпании могут потерять до одного миллиарда долларов выручки, а от отмены полетов пострадают до 6 миллионов человек.

Биржевая стоимость акций крупнейших авиакомпаний упала на 1,5—2%.

Чем опасны полеты в вулканическом облаке?

Вулканический пепел — реальная опасность для самолетов. Он состоит из мелких частиц пемзы, песка, вулканического стекла и пепла и распространяется на высоте 9—10 км — то есть на эшелоне гражданских самолетов. Как объясняют эксперты «Новой», если самолет попадает в облако пепла, значительно ухудшаются видимость и радиосвязь, могут происходить сбои работы бортовой электроники. Но самое страшное: пепел забивает двигатели самолета. Он плавится, вступая в контакт с горячими частями двигателя, и образуется стекло, которое забивает топливные форсунки и покрывает лопатки турбин. При этом вулканические облака внешне чаще всего похожи на обычные, поэтому проложить курс самолета в обход них практически невозможно.

Полеты в зоне выбросов вулканического пепла были запрещены международными правилами в 1982 году, когда самолет «Британских авиалиний», совершая рейс из Малайзии в Австралию, оказался в облаке пепла, образовавшегося при извержении вулкана. Все двигатели лайнера отказали, экипажу чудом удалось произвести вынужденную посадку в Джакарте. С тех пор, по данным геологической службы США, за 1983—2000 годы было зарегистрировано более ста случаев, когда двигатели воздушных судов пострадали от вулканического пепла. Эксперты оценивают ущерб, нанесенный за эти годы облаками пепла, не менее чем в 250 миллионов долларов. Правда, до катастроф дело не доходило.

С 1998 года за распространением облаков вулканического пепла начала следить Всемирная метеорологическая организация, в мире создано девять специальных центров, наблюдающих за извержениями и вулканическими облаками. По оценкам метеорологов, в году бывает 25 дней, когда где-то над Землей висит опасный для самолетов пепел.

От облака пепла, вызванного извержением вулкана в Исландии, уже пострадали финские истребители F-18. В четверг утром, еще до запрета полетов, они совершали тренировочные полеты на севере Финляндии. После приземления механики обнаружили на деталях двигателя истребителей тонкий слой вулканической пыли.

Чем грозит отмена полетов?

«Такого не было никогда», — сказал днем в субботу представитель ведущей немецкой авиакомпании Lufthunsa. Ему только что пришлось объявить, что во всем мире в воздухе нет ни одного самолета авиакомпании.

Ситуацию нельзя назвать иначе как полным транспортным коллапсом. Отменены рейсы военных самолетов, не летает санитарная авиация, американское командование объявило, что изменило маршруты многих полетов, включая те, что эвакуируют раненых из Афганистана и Ирака.

По словам представителя Eurocontrol Брайана Флинна, облако пепла остается очень плотным и смещается на восток медленно. Если извержение не стихнет, за несколько дней облако накроет большую часть Северного полушария.

P.S. На момент подписания номера улететь из Москвы можно было во все страны Азии, Африки, Северной и Южной Америки. Практически все внутренние рейсы также шли по расписанию.

Между тем
Как комментирует обозреватель «Новой газеты», летчик-космонавт Юрий Батурин, космическим полетам никакие вулканические облака не помеха: ракета пролетает сквозь них слишком быстро. К тому же все мировые космодромы находятся слишком далеко от зоны извержения.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera