СюжетыПолитика

Это наша земля!

Толпы вчерашних революционеров в Киргизии требуют от временного правительства узаконить их права на отобранные у граждан «нетитульных» наций земельные участки

Этот материал вышел в номере № 42 от 21 апреля 2010 г.
Читать
Некоторое затишье, установившееся в Киргизии на выходных, обернулось новыми погромами. Политической подоплеки уже нет: мародерам и самозахватчикам противостоят ополченцы. Временное правительство занято более важным делом: пишет...

Некоторое затишье, установившееся в Киргизии на выходных, обернулось новыми погромами. Политической подоплеки уже нет: мародерам и самозахватчикам противостоят ополченцы. Временное правительство занято более важным делом: пишет конституцию.

В понедельник утром в Бишкек вошла толпа людей, вооруженных арматурой и огнестрельным оружием. Они пытались устроить беспорядки, требовали узаконить совершенные ими самозахваты земель в пригородах столицы Киргизии. Ближе к обеду силам правопорядка и дружинникам удалось выдавить их на окраины, где начались погромы и мародерство.

Примерно в три часа дня в результате переговоров с и.о. мэра Бишкека им было обещано: земли узаконят. Затем бунтовщики двинулись на село Маевка, населенное национальными меньшинствами: русскими, турками-месхетинцами, узбеками, татарами. Временное правительство ввело вооруженные подразделения, но они взяли под охрану не местных жителей, а рынок, на котором торгуют преимущественно выходцы с юга Киргизии.

Требования захватчиков: передать земли и имущество дунган (выходцев из Китая, давно проживающих в Киргизии. — Прим. ред.) и представителей других некоренных национальностей выходцам с севера Киргизии.

Возле консульства России собирается толпа людей. Это местное население, в основном киргизы, которые хотят уехать в Россию. Русские в это время сидят в своих квартирах, боятся выходить на улицы, но звонят в посольство с вопросом: «Что делать дальше?»

Вечером эвакуировали за пять минут Киргизско-славянский университет, когда толпа разъяренных людей уже подходила к нему. Люди из университета в ужасе выскакивали на улицы и бежали кто куда.

В это время самозахватчики обосновались на чужих землях и начали грабить местное население, которое, естественно, начало сопротивляться.

Всю ночь с понедельника на вторник в Бишкеке было беспокойно, а в пригородах продолжалась бойня.

Утро вторника. Житель села Ленинское Иван Рогов рассказывает по телефону: «Я сейчас иду вместе с толпой людей, мы объединились с жителями нескольких сел. Все с булыжниками и палками, мы все в одной колонне, идем выразить свое недовольство в связи с тем, что мэр города Бишкека вчера сказал, что отдает этим самозахватчикам землю».

В это время у Ивана выхватывает трубку человек по имени Куран, турок по происхождению: «Тут поднялся весь Аламединский район, мы — турки, русские, киргизы, узбеки — все вместе идем выгонять самозахватчиков. Кто-то их спонсирует, кто-то их кормит и поит».

На момент подписания номера, по данным от наших компетентных источников в Бишкеке, в результате беспорядков уже 8 человек погибли, 60 — ранены.

Погромы в Киргизии: говорят очевидцы и официальные лица

Общество раскололось на мародеров и ополченцев

Лариса Хоперская , профессор кафедры государственного строительства, Академия управления при президенте Киргизской Республики (сейчас — в Бишкеке):

— На протяжении всей прошлой недели вокруг Бишкека и других городов Киргизии происходили самозахваты земли. Самозахватчиков сотни, если не тысячи. И все они требуют, чтобы захваченная ими земля была узаконена временным правительством. Временное правительство говорило, что этой земли им не предоставит.

В понедельник в пригородном селе Ленинское жители вышли на мирный митинг против самозахвата. И начались серьезные столкновения. После стычки с применением оружия самозахватчики позвали подмогу. Изначально толпа была около 300 человек, а сейчас она доходит до 2 тысяч. Вооружены палками и камнями. Нам сообщали, что были даже горящие факелы, их бросали в жилые дома.

Из села самозахватчики пришли уже в сам Бишкек и стали требовать у правительства закрепления за собой земель. По последней информации, мэр Буркулов пообещал узаконить самозахваты, и толпа, удовлетворенная этим обещанием, пошла охранять «свои» земли. Поэтому я могу прогнозировать, что столкновения будут продолжаться.

Учитывая, что в окрестностях Бишкека есть места компактного проживания русского и турецкого населения, это может перерасти в межэтнические столкновения. Дело в том, что захватывается земля прежде всего не у киргизского населения. На русских, турков и китайцев нападают не только из-за ксенофобии. Просто у киргизов кровно-родственные клановые связи. Когда ты нападешь на представителя клана, то тебе ответят. А если напасть на русского или турка, то кто ответит?

В пансионатах на Иссык-Куле тоже были захваты. Но там их организуют небедные люди, сами претендующие на присвоение этой собственности, типичные рейдеры.

А земельные участки близ городов захватывают бедные люди, у которых нет ни жилья, ни собственности. Как правило, это выходцы из далеких провинций.

И они готовы мазанки ставить на этой территории для того, чтобы у них было хоть какое-то жилье в окрестностях Бишкека.

Ситуация в Бишкеке неуправляемая. Создаются отряды и дружины. Есть люди, которые идут на захват, а есть люди, которые идут на защиту собственности, и не только своей. Это раскол общества. Если раньше говорили о расколе Киргизии на север и юг, то сегодня она делится на ополченцев и мародеров.

Сейчас ситуация гораздо острее, чем была во время «тюльпановой революции» 2005 года. Тогда не было крови. Сейчас люди, защищавшие свою собственность, погибли.

А временное правительство занято подготовкой новой редакции конституции. Гостелевидение транслирует их заседания. То есть они внутреннюю ситуацию не контролируют, существуют в каком-то параллельном пространстве.

Те, кто захватывает земли, помогли оппозиции прийти к власти

Виктор Харченко , пресс-секретарь посольства РФ в Киргизии:

— Самозахватчики двинулись в направлении двух населенных пунктов, и произошло столкновение с местными жителями. В центре Бишкека ситуация нормальная. Жизнь города не нарушена. Самозахватчики осели на колхозных землях в пригороде. Это уже традиционно. В 2005 году было то же самое. У них надежда, что они построят здесь дом и найдут работу. Опыт такой есть уже. На севере от Бишкека есть саманный поселок, построенный самозахватом еще в 2001 году. Мэрия предлагала его жителям деньги для строительства квартир, но все по-прежнему.

Хочу прояснить ситуацию. Антирусских настроений нет. Просто села, земли которых захватывают, заселены людьми разных национальностей, в том числе и русскими.

Проблема в том, что люди, которые сегодня захватывают земли, помогли временному правительству прийти к власти. Поэтому членам временного правительства трудно вести переговоры с теми, с кем они вчера вместе стояли на баррикадах. Получается раскол: одни заняли место у власти, поделили назначения, а другие как пришли ни с чем, так ни с чем и остались. Как сказала одна жительница в новостях, если она опять не будет знать, что делать, то снова пойдет на площадь. Такие вот настроения.

Это все бакиевцы

Эдиль Байсалов , руководитель аппарата главы временного правительства Киргизии:

— Ужасающие события происходят сейчас в Киргизии. Определенные силы пытаются раскачать ситуацию, повернуть все в межнациональный конфликт, хотят, чтобы у нас были беспорядки, хотят, чтобы у нас сейчас была война. Это все бакиевцы, люди из сел семьи Бакиевых, в которых вкладывают буквально миллионы долларов. Есть еще наркобароны, в интересах которых также затеяно все это. Потому что реформы правоохранительных органов, которые затеяны нами, несут угрозу каналам наркопоставок через Кыргызстан. Это криминальные структуры, которые также очень легко и хорошо сработались с теми, кто находился на службе у Бакиевых. И это также политические силы, третьи, четвертые, пятые силы, которые также, безусловно, заинтересованы в дискредитации временного правительства, которые заинтересованы в том, чтобы подливать масло в огонь, и в падении временного правительства.

Временное правительство признает некоторую деморализацию в рядах сотрудников милиции, признает определенную мягкотелость некоторых наших силовиков. Мы намерены предпринимать жесткие меры по наведению порядка и обеспечению безопасности граждан.

На подавляющей части Кыргызстана временное правительство контролирует ситуацию, проводит свою политику, признано населением, местная власть работает от имени временного правительства, лояльна к нему. Есть определенные проблемы в районе Джалал-Абада — там ряд сел, где живут сторонники Бакиева, его ближайшие родственники, члены бакиевского клана, которые, обладая большими денежными средствами, пытаются мобилизовать сторонников, устраивают массовки и митинги. Самозахватчики — типичная наша проблема. Это постоянно повторяется с начала 90-х годов, но большей частью это коммерчески ориентированные люди, потому что они получают бесплатно земли, а потом продают их за 20—30 тысяч долларов. Мы с ними будем разбираться, но то, что их кто-то направил на насильственный, кровавый путь, — это, конечно, что-то провокационное.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow