Сюжеты

Улетайте самолетами «Аэрофлота»

Других самолетов в Шереметьеве нет и не предвидится

Этот материал вышел в № 42 от 21 апреля 2010 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Юлия БалашоваАнна Артемьева«Новая газета»

На летном поле Шереметьева стояли всего 7 самолетов, из них 6 — «Аэрофлота», и потерявшаяся среди них американская Delta. С билетами такая же ситуация: улететь можно, но только «Аэрофлотом» и ограниченным количеством «иррегулярных» рейсов....

На летном поле Шереметьева стояли всего 7 самолетов, из них 6 — «Аэрофлота», и потерявшаяся среди них американская Delta. С билетами такая же ситуация: улететь можно, но только «Аэрофлотом» и ограниченным количеством «иррегулярных» рейсов.

«Аэрофлот»

Чета Самсоновых из Тулы планировала отметить в Карловых Варах 30-летний юбилей совместной жизни. Они беседуют с представителем «Аэрофлота».

— Здравствуйте, а можно нам получить компенсацию, чтобы нас поселили в гостиницу на одну ночь?

— Никаких гостиниц, никаких услуг мы больше не оказываем, — нервно отвечает менеджер. — Генеральный директор отменил все компенсации. «Аэрофлот» уже со всеми предоставленными услугами в одном шаге от банкротства!

— А где поблизости гостиницы?

— Гостиница «Шереметьево» вся переполнена, и там самый дешевый номер стоит 5500 рублей. В Лобне гостиницы есть, но там еще дороже…

Комментарий

Ирина Данненберг, пресс-секретарь «Аэрофлота»:

— Форс-мажор, что тут еще сказать. В первые дни мы без перебоев устраивали и помогали каждому пассажиру, особенно уделялось внимание пожилым людям и людям с детьми. В день около 1000 человек размещали и предоставляли бесплатное питание. Я была в Шереметьеве три дня, и мы никому не отказывали.

— Правда, что «Аэрофлот» на грани банкротства?

— А как вы думаете?! Компания теперь сама находится в ситуации форс-мажора.

Russian Taxilines

Для особо состоятельных клиентов в непосредственной близости к терминалу Шереметьево F работают русские автокомпании. Группа мужчин кучкуется около одной из машин немосковского региона, беседуют о своем, ничего не предлагают, сломя голову на клиентов не бросаются. Расценки на такси такие:  до ближайшей границы по евро за километр. С каждого. Позже один из той же группы таксистов предлагает доллар за километр. Для справки: примерное расстояние до ближайшей границы — белорусского Бреста — 1000 километров.

Сhina Eastern Airlines

К нам подбегает китаянка и на ломаном английском просит помощи. «Мы не можем вылететь около 20 часов, — плачет Хайонг. — Воздушное пространство закрыто на Европу, а не на Азию, так почему же нас тут так долго держат?»

Оказывается, Шереметьево не принимает самолеты из Китая до 26 апреля, подтвердили нам в информационном окне. «Скажите им, что раньше мая они не улетят, но могут купить билеты на рейс сегодня или завтра от «Аэрофлота» за 48 000 или 54 000 рублей. Других вариантов я предложить не могу».

Комментарий

Владимир Ильин, менеджер компании UTG (летает в Китай, на Мальту, в Корею):

— Сегодня вечером какая-то группа китайцев должна вылететь! Я точно не знаю какая. Это форс-мажор, и страховка не покрывает данный случай. Не обязана компания выплачивать какие-либо компенсации, кормить и предоставлять гостиницы.

Германия

Обозреватель «Новой газеты» Юрий Батурин не смог вылететь из Германии. Вылет планировался в минувшее воскресенье, но Батурин был вынужден задержаться до вечера вторника и купить билет на поезд.

«Я нахожусь в командировке в Мюнхене с позднего вечера 11 апреля, а 18 апреля я должен был вылететь в Москву, — сообщил он по телефону. — О том, что «небо закрыто», я узнал в 7 часов утра в пятницу, когда мне позвонил знакомый профессор. Он сам не смог улететь из Германии, так как рейс отменили, его перерегистрировали на 16 часов следующего дня и дали гостиницу.

Уже в пятницу исчезли билеты на поезда. Невозможно было купить билет и на паром, так как многие пассажиры попытались выехать из страны через Балтику. Опустели парковки сдаваемых в аренду машин при аэропортах, через пару дней стоимость аренды авто резко возросла. Подскочила и стоимость гостиниц в городе. Гостиница рядом с той, в которой я остановился, обычно стоит 60 евро в день, теперь цена — 200 евро в сутки.

Мы получали информацию о ситуации по Интернету и ТВ, и ситуация начинала выглядеть безнадежно. В пятницу и субботу мы искали открытые аэропорты в ближайших странах, потому что «Аэрофлот» сообщил, что сможет вывезти пассажиров в Москву из Милана. Понимая, что весь поток людей, ринувшийся в Милан, «Аэрофлот» не выдержит, мы с коллегами стали искать похожие варианты — например, в Любляне, Белграде, но и там аэропорты стремительно закрывались. В субботу 17 апреля мы отправились в офис «Аэрофлота» в Мюнхене: там с нами были очень любезны, но дали понять: шансов улететь в воскресенье нет, порекомендовали искать наземный транспорт. На другой день мы поехали в аэропорт, где нас перерегистрировали на вечер вторника, но опять посоветовали искать наземный транспорт. В аэропорту с нами были вежливы. Немцы легко продлевали визу тем, у кого она заканчивалась, однако предупреждали, что для польских пограничников это продление ничего не значит. Поэтому многие соотечественники отказывались от поезда и автобуса и оставались ждать свой рейс.

В аэропорту Мюнхена нет никакой паники, все очень культурно, народу даже меньше, чем обычно, люди расселены в гостиницы. В зале аэропорта я видел большую палатку и лежаки, все организованно и аккуратно. Хочу отметить, что наши сограждане среди пассажиров, которые стояли в очереди, были спокойны, вежливы и культурны, даже предупредительны друг к другу. Люди сообщают друг другу новости, обмениваются опытом. В одной из таких очередей я узнал, что якобы от Кельна до Москвы идут автобусы.

Когда я возвращался в город из аэропорта, видел в небе дирижабль: это единственное, что сейчас летает.

Сегодня мы купили билет на поезд через Вену, Брест, Смоленск, при этом места фиксированы только до Вены, а там — как повезет, как посадит кондуктор. Ехать до Москвы 40 часов, если не придется задерживаться».

Испания

Алексей Баран, сотрудник банка:

«Был в Мадриде в рабочей командировке. Улететь в Москву должен был в ночь с пятницы на субботу, с 16 на 17 апреля. В середине дня в Испании начали отменять рейсы. До самой ночи точной информации по поводу нашего рейса не было. Авиакомпания Iberia предлагала поменять билет на любой другой рейс бесплатно или вернуть деньги. Можно было сдать билет и полететь из Мадрида в Киев с другой компанией c пересадкой в Люксембурге, но это стоило 1800 евро. Был вариант поехать на поезде до Парижа, но билетов на ближайшие 2 дня не было. Был вариант поехать на автобусе за 300 евро, но провести трое суток в автобусе не хотелось. Что рейс отменили, можно было узнать за пару часов, но я не нашел этой информации на сайте, и пришлось ездить в аэропорт. Мне повезло, и со второй попытки в понедельник я улетел, несмотря на то что рейс задержался на 4 часа. Все рейсы Iberia в Москву до этого были отменены. Забавно, но похоже, что «Аэрофлот» все это время летал, мало беспокоясь о влиянии облака на самолеты. В аэропорту большие очереди, но люди достаточно спокойны. Никаких коек я там не видел. Iberia предоставляла хорошие отели и питание в них транзитным пассажирам. Про нетранзитных не знаю. Также Iberia организовывала поезда и автобусы в Великобританию. Когда ходил в воскресенье по Мадриду, встречал много иностранцев, в основном англичан. Они были довольны маленьким отпуском, бесплатным отелем и кормежкой, развлекались в центре.

Когда летели обратно, самолет шел на максимальной для себя высоте — 12 200 м — над облаком пепла. Сначала облака были обычные — белые перьевые, характерные для этой высоты, потом начало мутнеть, и землю видно стало хуже, а потом пошла серая мгла, через которую совсем ничего видно не было… Сели нормально. При посадке народ был действительно счастлив, громко аплодировал и выкрикивал похвалы пилоту».

Записала
Юлия Балашова

Нидерланды

С прошлого четверга и до конца понедельника воздушное пространство над Голландией было перекрыто. Тысячи голландских туристов до сих пор не могут вернуться домой из разных точек планеты.

В понедельник голландский министр транспорта Эурлингс присутствовал на конференции с другими министрами транспорта Евросоюза. Он заявил, что возобновление воздушного сообщения возможно в районах, где пепел не несет опасности для реактивных двигателей самолетов. В понедельник вечером, после совещания со своими коллегами из европейских министерств, Эурлингс принял решение возобновить воздушное сообщение над Голландией начиная с 20.00 по местному времени.

Аэропорт Амстердама

Закрытие воздушного пространства привело к тому, что в Схипхоле, международном аэропорту Амстердама, застряло большое количество путешественников. По словам представителя аэропорта Кателины Вермойлен, атмосфера в международном терминале довольно спокойная. «Конечно, люди хотят домой, но все отлично понимают, что с подобной ситуацией надо просто смириться и попытаться извлечь из нее максимум. Поэтому в терминале царит особое настроение. Группа мексиканских танцоров организовала концерт, а дети объединились для совместных игр».

В понедельник утром Боинг-737 голландской авиакомпании KLM совершил пробный полет. Во время перелета от Амстердама до Парижа у экипажа не возникло никаких затруднений. Сам лайнер также не пострадал, а в двигателе не обнаружили следов вулканического пепла.

Пассажирские кол-центры продолжают получать десятки звонков от голландских путешественников. Еврокросс, SOS Интернешнл и АНВБ* получили в общей сложности более 8 тысяч звонков за последние двое суток.

Исландия

Семейная пара Роест из Нидерландов не смогла улететь из Исландии.

«Мы торчим здесь с субботы, мы и еще несколько голландцев, с которыми мы вместе летели на остров авиакомпанией Icelandair. Авиакомпания занесла нас в список улетающих во вторник, но так как воздушное пространство все еще закрыто, мы оказались в конце списка.

Пока у нас нет никакой возможности добраться домой самолетом, поэтому мы ищем другие пути. Завтра отправимся в восточную часть Исландии, оттуда можно добраться до Дании по воде.

Для нас с мужем все не так плохо. У нас есть возможность путешествовать по острову в свое удовольствие и тем самым продлить себе выходные. Но другие чувствуют себя не так вольготно, особенно те, кто путешествует с маленькими детьми. Хотя, если честно, дети совсем не выглядят несчастными — для них это приключение.

Мы не заметили никаких действий со стороны правительства, да они и ни к чему. Мы сами о себе позаботились. Мой мобильник не перестал работать после извержения, у других пассажиров есть доступ в Интернет.

Мы даже ездили смотреть вулкан в понедельник и смогли приблизиться примерно на расстояние 2 километров. Было видно, как из жерла летят камни и валит дым. Для нас это было совсем не опасно, так как осколки и дым летели в другую сторону. А противоположную сторону вулкана оцепили исландские полицейские.

Сегодня мы были в международном аэропорту Кефлавик. Он совсем опустел. Несколько десятков человек садятся на рейс в Осло. Мы не видели ни одного человека, спящего на креслах в зале ожидания, но на стоянке перед аэропортом огромное скопление машин. Видимо, они принадлежат исландцам, которые не могут улететь. Единственные туристы в Исландии помимо нашей голландской группы — это британцы и несколько французов».

*Компании, представляющие медицинскую и другую неотложную помощь во всех странах мира.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera